О мечтах, которые сбываются

Саратовская студия мультипликации «Два-кадра» существует с 2011 года и объединяет людей, неравнодушных к авторской анимации. Это режиссер-аниматор Дмитрий Палагин, художник-постановщик Алексей Кондрашов и художник по куклам Екатерина Нефедова.

На счету небольшой региональной студии — более десятка анимационных фильмов, многие из которых удостаивались наград профильных фестивалей различного уровня. Сейчас творческая группа «Два-кадра» заканчивает новый мультфильм — «Жизнь настоящего оленя». Это история о том, как маленький олененок, пройдя через множество испытаний, совершает свой первый подвиг. С человеком, который вдохнул в войлочного героя жизнь — Екатериной Нефедовой — мы познакомились в воскресной школе саратовского храма во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, где Екатерина ведет кружок мультипликации.

Все, что у нас есть — дар Божий. В этом наша героиня глубоко убеждена. Ее профессиональный путь — чудесная иллюстрация евангельских слов: Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).

Нарисованная жизнь

В студии поддерживается самостоятельное желание ребенка снимать мультфильмы. Здесь не боятся ставить учеников перед трудностями и создают условия для успешного их преодоленияДетству свойственна смелость в мечтах без оглядки на обстоятельства. Вот и Катя Нефедова мечтала «делать мультики» с тех пор, как себя помнит. Все малыши любят смотреть мультфильмы, но мало кто задумывается о том, как они получаются. Девочка всегда пыталась понять процесс, и в школьных сочинениях на тему «Кем я хочу быть» писала: мультипликатором.

Но получить профессию аниматора можно было только во Всероссийском государственном университете кинематографии им. С. А. Герасимова, а выпускница из Ртищево, пусть даже и серебряная медалистка, учебу во ВГИКе не могла себе позволить. Поэтому Катя пошла осваивать профессию ландшафтного дизайнера в Саратовский аграрный университет. Она уже почти забыла о своих детских мечтах, но…

Екатерина уже трудилась в архитектурном бюро и параллельно получала второе образование — осваивала компьютерную графику в политехническом. Оказалось, что один из ее преподавателей работает на киностудии. Целый год девушка ходила вокруг да около, стеснялась рассказать ему о своем желании заниматься анимацией, и тут учитель сам предложил студентам принять участие в компьютерной обработке нескольких элементов мультфильма «Страсти по Шагалу». Катя с радостью согласилась, то, что она сделала, так понравилось руководству студии, что ей тут же предложили постоянную работу.

—Когда я пришла на студию, сразу поняла — это мое! Я готова была там полы мыть, лишь бы находиться в этой атмосфере, быть причастной к этому волшебству! — вспоминает наша героиня.

Так создается сказка про отважного олененкаНачинала Екатерина заливщиком — специалистом, который раскрашивает кадры. Позже ей предложили попробовать свои силы в анимации, и с тех пор она «одухотворяет» персонажей.

—Чтобы твой мультипликационный герой «сыграл» эмоцию, нужно самому ее пережить, пропустить через себя, — поясняет Катя. — Не случайно многие аниматоры, рисуя мимику, смотрятся в зеркало. У моего нынешнего создания — олененка — нет артикуляции, поэтому все его переживания приходится передавать через позу, движение глаз.

Чтобы сделать пятиминутный мультфильм, студия работает полгода. Техника, в которой создается «Жизнь настоящего оленя», уникальна — это войлочная перекладка. Все куклы снимаются на многоуровневых станках с использованием хромакея (технологии совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции). В такой технике саратовские аниматоры еще не работали, поэтому приходится действовать методом проб и ошибок, но результат впечатляет. По словам Екатерины, мультфильм практически отснят, но на завершение работы студии не хватает средств. Заказчик — Госкино — профинансировал проект лишь на 60 процентов, остальное предложили искать самим художникам. Поэтому «Двакадра» с расчетом на народное финансирование запустили проект в Интернете. Надеются, что в России найдется достаточное количество людей, которые захотят, чтобы мульт­фильм про настоящего оленя увидел свет.

Лечение мультфильмами

Лена Нефедова трудится над своим первым мультфильмом «Папа»Кроме кружка в воскресной школе Митрофановского храма, Катя ведет еще кружок анимации для детей при студии «Двакадра». Ее подопечные не раз занимали призовые места на конкурсах юных аниматоров. Самой маленькой его участнице — Лене Нефедовой, дочке Екатерины — всего 5 лет, но она уже сняла свой первый трехминутный фильм «Папа». Идея открыть такой кружок пришла Екатерине, в которой все еще живет та маленькая девочка, которая мечтала делать мультфильмы.

—Я вспоминаю себя в школьном возрасте: если бы тогда была такая студия, я бы, наверное, в ней жила. Но дело не только в том, что эта деятельность лично мне дает счастливую возможность совместить два занятия, которые мне нравятся, — педагогику и анимацию. Создание мультфильмов — это очень хорошее воспитательное средство. Анимация позволяет детям воплотить свои представления о мире, о счастье или выплеснуть свои страхи и обиды, которые им трудно проговорить словами. Для современных малышей, живущих в сложном, перенасыщенном негативной информацией мире, это очень важно. Когда в студию набирали новичков, я была напугана агрессией некоторых из них. Они хотели рисовать войну, монстров, каких-то уродцев. Пыталась вывести ребят на что-то позитивное, но ничего не получалось, они буквально «жаждали крови». А потом я поняла: им нужно выплеснуть из себя все, что в них накопилось. А потом, когда их души очищаются от «грязи», начинаем работать над темами, которые больше их возрасту подходят.

И это то, что творится в душах благополучных детей, растущих в семьях, с любящими родителями! Можно представить, как тяжело приходится малышам из детских домов или тем, которые больны какими-то серьезными недугами. Чтобы иметь возможность помогать и таким детям, Екатерина прошла курсы по программе «Мульттерапия». Это профессионально-волонтерская программа реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Организационно программа «Мульттерапия» — межрегиональная сеть детских анимационных реабилитационных студий (ДАРС). ДАРС представляет собой выездную группу специалистов (психолога, аниматора, координатора-педагога) и волонтеров, которые проводят занятия по мульттерапии в реабилитационных центрах, больницах, детских домах и интернатах. Первый опыт работы в таком формате Екатерина уже получила, когда совместно с одним из саратовских банков выезжала в детский дом в Красноармейск.

—Цель такой работы с детьми не в том, чтобы они все впоследствии стали профессиональными мультипликаторами. Самое главное — это воспитание в них умения работать в команде, выполнять проект от задумки до воплощения. В жизни им такие умения очень пригодятся, — говорит Екатерина.

Пробуждение чувств

«Ура! Мы победили!» — участники кружка детской анимации при студии «Двакадра» стали победителями в номинации «Лучший анимационный фильм» на Втором фестивале детского телевидения им. Д.А. Миронова «Телевидение — детям!», г. Иваново—Когда я родила дочку, сама словно пережила второе рождение, у меня будто открылись какие-то шлюзы, через которые хлынуло желание что-то творить, пробовать новое. Раньше такой тяги к прикладному творчеству не чувствовала. И поскольку благодаря декретному отпуску я была дома, то могла все это попробовать.

Так Катя освоила технику лоскутного шитья, начала вязать, изготавливать кукол, а сейчас, когда наша героиня ожидает второго ребенка, она учится играть на гуслях.

—В моей жизни все как-то взаимосвязано. Бог дал мне дело, о котором я мечтала, и в то же время благодаря мультфильмам я узнала о Боге. Хотя церковной жизнью моя семья не жила, ощущение присутствия Господа в детстве у меня было колоссальным. Помню, что просила Его помощи в учебе, и всегда чувствовала поддержку. Но я ничего о Нем не знала, просто чувствовала — Он есть. И, когда по телевизору начали показывать мультипликационный цикл библейских историй, у меня было ощущение, что мне, голодной, дали пищу. Позже, в юности, я прошла непростой этап поисков, метаний, были знакомые протестанты, с которыми много говорили о вере, но интуитивно чувствовала — это не то. Осознанно воцерковляться я стала лет с двадцати трех. Господь послал мне человека, который сумел сказать о Нем так, что я услышала.

Параллельно к вере шла моя сестра. Затем и мама пришла в Церковь.

Для меня вера — прежде всего огромная ответственность перед близкими и перед Богом за родных мне людей. Я все время думаю: какую жизнь должен вести человек, каким он должен быть дома безупречным, любящим, всепрощающим, терпеливым, чтобы близкие, глядя на него, решили следовать тем же путем? Сейчас бывает непросто справиться с эмоциями — беременность сказывается, но я не могу позволить себе быть раздраженной, потому что на это мне могут сказать: ты в церковь ходишь, что же ты злая такая! Конечно, мне еще очень далеко до того, каким должен быть настоящий христианин, но я стараюсь работать над собой. Падаю, отступаю, порой крошечный шажок вперед сделаешь, два огромных назад — и горько из-за этого, и обидно, но все равно надо двигаться вперед. Другого-то пути нет.