О праздновании собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Двадцать первого ноября Святая Церковь Христова празднует память Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Это празднование было установлено в IV веке на Поместном Лаодикийском Соборе, который осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание: «Не подобает христианам оставляти Церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолосдужению. (Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира)»[1].

Основой учения об Ангельском мире для Святых Отцов стали собранные во едино свидетельства Священного Писания, точнее те места, в которых говорится об Ангелах. «В Библии их существование никогда не ставилось под сомнение. Свидетельства о них весьма многочисленны в обоих Заветах»[2]. Апостол Павел благовествует о том, что Сыном Божиим «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли – все Им и для Него создано» (Кол. 1: 16). Сотворены Ангелы были прежде человека и прежде вещественного мира. Святитель Григорий Богослов об этом говорит так: «Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные Силы… Поскольку же первые твари (Ангелы) были благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый»[3]. С ним соглашается и преподобный Иоанн Дамаскин: «Я же соглашаюсь с Богословом. Ибо надлежало, чтоб прежде всего была создана постигаемая только умом сущность, воспринимаемая чувством, и тогда этот самый человек, состоящий из той и другой»[4].

В книге «о Небесной иерархии» св. Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла и первого афинского епископа, есть подробное изложение об Ангельских чинах. Согласно его книге[5], Ангельские Чины разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Составляют каждую иерархию три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы, которые пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6: 2-3). После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы, распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3: 24; Иез. 10; Пс. 17: 11). За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16). На них Господь восседает как на престоле и изрекает Свой Суд (Иез 1: 15-21; 10: 1-17).

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они являются наставниками тех, кто поставлен Богом земным властителем, вспомоществуют мудрому управлению. Они учат господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы (Рим. 8:38; Еф. 1:21) творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Наименование святых Сил – означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях. Власти (Кол. 1:16; 1 Пет. 3, 22) имеют власть укрощать силу дьявола, помогают людям в борьбе с злыми духами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Рим. 8: 38; Еф. 1: 21; Кол. 1: 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Архангелы (Откр 12: 7) открывают тайны веры. Ангелы (1 Пет. 3: 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни.

Стоит учесть то, что классификация Небесных Сил св. Дионисия достаточно условна. «Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке (Еф. 1: 21)»[6].

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил. Как верный служитель Божий Он сразился с сатаной, некогда светлейшим из всех духов небесных, но возгордившимся и вздумавшим восстать на Бога. Обольщающий всю вселенную низвержен был на землю. Именно после этого события Архангел Михаил был поставлен высшим Ангелом. Для нас, находящихся на земле, он является покровителем воинов, сражающихся за правое дело. В Священном Писании есть множество мест, где говорится об участии Архангела Михаила в великих событиях связанных с жизнью людей. Например, он: предводительствует израильскому народу во время исхода из Египта (Исх. 13: 21-22), открывает волю Бога на взятие Иерихона (Нав. 5: 13 — 16), поражает 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19: 35), избавляет от огня трех святых отроков, отказавшихся поклониться идолу (Дан. 3: 92 — 95).  В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12: 7-9).

Вышеприведенные места Св. Писания – лишь только некоторые примеры упоминания о святом Архистратиге Михаиле. Но есть еще повествования о явлении и других Архангелов людям. Среди них — архангел Гавриил, упоминаемый в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Все они несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Явлением Ангелов сопровождаются многие важнейшие события Ветхого и Нового Завета.

Как мы видим, Господь поручил Ангелам заботу о человеке. По святой и наполненной любовью воле Бога, Ангелы – наши путеводители и заступники, помощники и избавители от духов злобы поднебесной. Они «находятся в непрестанной неутомимой заботе о судьбе нашей… употребляют все усилия, чтоб мы во время земного нашего странствования приготовили и заслужили себе вечное блаженство»[7].

[1] Каноны Лаодикийского Собора. http://k-istine.ru/church_canons/church_canons_laodikiyskiy_council_364.htm/ (дата обращения: 17.11.15).

[2] Алипий (Костальский-Бороздин), архим., Исайа (Белов), архим. Догматическое богословие. М., 2000. С. 175.

[3] Григорий Богослов, свт. Слово 38// Собрание творений. Т.1. Спб., 1994. С. 526.

[4] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., 2015. С. 88.

[5] Подробнее см.: Дионисий Ареопагит, свт. О Небесной иерархии. http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/ (дата обращения: 17.11.15).

[6] Алипий (Костальский-Бороздин), архим., Исайа (Белов), архим. Указ соч. С. 188.

[7] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово об Ангелах. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo-ob-angelakh/ (дата обращения: 17.11.05).