Время настоящей молитвы

На вопросы о том, как нам, православным христианам, пережить тяжелую, стрессовую ситуацию — пандемию коронавируса, как реагировать на жесткие карантинные меры, если таковые будут приняты, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Владыка, многие люди сейчас в страхе: боятся за себя, за своих близких, детей… Как выйти из этого состояния, как сохранить приемлемый внутренний климат, как в этой стрессовой ситуации — просто продолжать жить?

— Да, многие люди сейчас испытывают страх, потому что в такой ситуации мы оказались впервые. Меры предпринимаются беспрецедентные,— по крайней мере, наше поколение ничего подобного не видело. Насколько эти меры оправданны, насколько они адекватны — об этом можно будет судить, наверное, только тогда, когда все это останется позади. Однако кроме тех, кто находится в панике и унынии, есть еще и те, кто, напротив, проявляет беспечность и безответственность. И неизвестно, что хуже — беспечность или паника, заразная как сам вирус; паника ни к чему хорошему не приводит, она только обостряет хронические болезни человека.

Полагаю, мы должны сохранять трезвомыслие, выполнять все предписания врачей и все решения власти. Людям пожилого возраста, людям с проблемами со здоровьем, со сниженным иммунитетом необходимо оставаться дома. Это вещи бесспорные, это не предмет дискуссий. А средство от страха и паники для нас, христиан,— это молитва и Евангелие, слова Христа: Не бойся, только веруй (Лк. 8,50) и Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» — не зря же мы слышим это за каждой Божественной Литургией. Нужно учиться доверять Богу;  Он не посылает испытаний, которые свыше наших сил.

Мы много говорим, пишем и читаем о молитве, и мы несколько затерли, наверное, это понятие. А сейчас нам всем нужно по-настоящему, крепко молиться — не только о себе, не только о своих близких, но и обо всем страждущем человечестве. Самый верный, самый надежный способ изменить ситуацию к лучшему  — это настоящая молитва. В наших храмах мы молимся соборно, возносим за богослужением утвержденное Святейшим Патриархом прошение об избавлении «от губительного поветрия». Те же, кто не может сейчас ходить в храм, кто должен поберечь себя от лишних контактов или находится на карантине, могут молиться дома. Вопрос «Что делать на карантине?» перед верующим человеком вообще не должен стоять — молиться! Молиться крепко, с верой, обращаться к Богу, уповая на Его помощь.

— Как отличить доверие к Богу от той самой беспечности, неосторожности, неразумия? Например, человек, находящийся в группе риска, ходит в храм и прибегает к Таинствам, потому что это для него — необходимость, потому что он испытывает в этом духовную потребность. Кто-то скажет: вот настоящий христианин, его вера выше страха. А кто-то скажет иначе: «Этот человек неразумен, более того — преступно неосторожен». Где правда?

— Готового ответа на этот вопрос вам никто не даст. Это личный выбор каждого человека. Для многих верующих людей пребывание в храме, участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Таин — огромная и неистребимая потребность души. Мы призываем к разумной осторожности, объясняем, что людям из группы риска лучше оставаться дома, но решение остается за самим человеком.

— Сегодня даже из уст некоторых священников раздаются упреки в адрес тех людей, которые воздерживаются от посещения храма: как же вам, дескать, не стыдно, какие вы после этого христиане…

— Этого быть не должно. Это неправильно, тот, кто так говорит, совершает грех. Создание нездорового ажиотажа — «Вы должны, несмотря ни на что!..» — просто преступно.

— Что может помочь человеку, который лишен возможности посещать храм из-за карантина? А если наша Церковь будет все же вынуждена ограничить богослужения —как раз на вершине церковного года, когда дело к Пасхе?  Как верующему человеку такое лишение принять?

— Давайте не будем, как говорится, умирать раньше смерти. Бог милостив и знает, насколько это нам с вами дорого. Ну а если придется нам все же ограничить общественное богослужение, литургическая жизнь не прекратится. Ведь в тех странах, где строгий карантин, где людям сейчас запрещено собираться — богослужение все равно совершается, и Евхаристия совершается, хотя и при закрытых дверях, и возможность причаститься у людей есть. Безвыходных ситуаций не бывает, а Евхаристия совершалась даже в самые страшные безбожные годы — куда более страшные, поверьте, чем нынешние наши эпидемиологические проблемы. И люди причащались.И я не думаю, что в наше время люди будут этого лишены.

К тому же, есть еще интернет и телевидение, есть возможность организовать трансляцию богослужений.  Конечно, это не то, что пребывание в храме. Но ведь и сейчас немало людей, которые всю жизнь ходили в церковь, а теперь потеряли эту возможность из-за возраста и болезней, и они смотрят богослужение по телевизору. Это та форма литургической жизни, которая им доступна, и для них это очень большое утешение.

— Что бы Вы посоветовали человеку, который вполне здоров и молод, то есть в группу риска не входит, но в его семье есть пожилые люди или, может быть, дети,— и близкие просят этого человека воздержаться на какое-то время от посещения храма?

—  Пока у нас в Саратове серьезных ограничений нет: работают магазины, рынки, ходит транспорт. И я считаю, что храмы, в которых, кстати, принимаются усиленные санитарные меры, — на последнем месте по риску заражения. Ну, а если положение станет критическим, требующим самоизоляции,— тогда, может быть, следует послушаться близких и постараться их успокоить, отказавшись от присутствия на богослужениях. Это нужно решать по обстоятельствам.

— В таких лишениях мы должны поддерживать друг друга, ощущать единство христиан. Что нам может в этом помочь — интернет, может быть, социальные сети?

— Социальные сети помогут, если мы будем в них именно поддерживать друг друга, а не пугать, распространяя непроверенную информацию и нагнетая панику. Если соцсети будут служить объединению и взаимоподдержке, это будет очень хорошо.

— Что мы должны видеть в этом бедствии — кару Божию? Попущение, научение Божие? Призваны ли мы стать иными через эту нашу сегодняшнюю скорбь?

— Люди издавна воспринимали всевозможные бедствия, будь то нашествие иноплеменных, кровавая междоусобица или моровое поветрие, как Божие вразумление. Память об этом хранят русские летописи, и там всегда можно прочитать: «по грехам нашим»… И это правда на все времена. Все беды, которые с нами происходят, происходят по нашим грехам. Это надо знать, понимать — не только в такие вот тяжелые времена, но и на протяжении всей нашей жизни. И даже не так говорить — «по нашим грехам», а — «по моим грехам»: Достойное по делам моим приемлю (ср.: Лк. 23,41).

Каждому из нас заповедано изменять себя к лучшему, бороться со своими грехами. И когда-то это происходит через боль, через скорбь.

— Мы помним слова апостола Павла, которые, казалось бы, должны утешить нас в любой ситуации: Кто отлучит нас от любви Божиейскорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?(…) Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35). Но не всегда это почему-то получается  у нас: реально почувствовать Божию любовь, согреться ею, преодолеть все Его силою…

— Здесь все зависит от того, насколько крепка наша вера, и от того, какая она у нас — головная или сердечная. Если человек верит сердцем — это ощущение у него есть. Если вера только в голове — тогда ему труднее, но достичь этого чувства возможно. Как писал преподобный Макарий Великий, «содействует злое благому намерением неблагим»: тяжелая ситуация заставляет нас делать духовные усилия, разбираться в себе, трудиться над собой, искать причины слабости нашей веры:  Любящим Бога, призванным по Его изволению,  все содействует ко благу(Рим. 8, 28).