Крещение — это рождение человека для Церкви. Интервью с настоятелем нашего храма

Для чего нужны огласительные беседы перед крещением, как они могут помочь человеку, решившему стать членом Церкви? Какое имя лучше выбрать при крещении, обязательно ли оно должно быть в святцах? Как Церковь относится к тайным крещениям? Вопросов, связанных с Таинством Крещения, всегда много: люди задают их священникам и сотрудницам свечных лавок, присылают на редакционную почту и, конечно, обсуждают со знакомыми — в этих дружеских разговорах нередко передаются суеверия, которые потом надолго откладываются в сознании.

В часто задаваемых вопросах и нетипичных ситуациях, связанных с темой крещения, мы разбираемся вместе со священником Игорем Москвичёвым — настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем дисциплин «Каноническое право» и «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви» Саратовской православной духовной семинарии.

Священник Игорь Москвичев— Как изменялось Таинство Крещения от апостольских времен до наших дней?

— Это таинство было установлено Христом. То, как оно совершается, и предшествующее ему научение в вере тоже были заповеданы Спасителем. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19). Сопутствующие молитвы, конечно, формировались постепенно, но в общем это достаточно древнее чинопоследование, в основе которого всегда было троекратное погружение крещаемого в воду.

— Во II–III веках был установлен определенный порядок подготовки и испытания уверовавших христиан — оглашение. В положении оглашаемых люди могли находиться до нескольких лет. Можно ли сказать, что раньше это было похоже на экзамен и налагало серьезную ответственность, а огласительные беседы сегодня — это попытка дать человеку хоть какие-то знания о вере?

— Если посмотреть огласительные беседы святых отцов — например, святителя Кирилла Иерусалимского или святителя Иоанна Златоуста, то можно понять, что людям говорили о достаточно глубоких по содержанию вещах. Понятно, что все это требовалось усвоить, поэтому и занимало оглашение не один месяц или даже год. Само Таинство Крещения было радостным событием, совершалось в присутствии других членов Церкви и, как правило, было приурочено к большим праздникам, чаще всего к Пасхе или Рождеству. Крестили группами — это было похоже на то, как сейчас проходят Крещальные литургии.

В 2011 году наша Церковь вернула практику огласительных бесед. Это не то же самое, что в раннехристианские времена, но, нужно понимать, и не что-то новое. Когда я служил диаконом в Покровском храме и вел такие беседы, было несколько случаев, когда человек, прослушав их, подходил и говорил, что все понял, но пока ему еще рано принимать Крещение, надо осмыслить. Это нормально, и это гораздо лучше, чем окрестить того, кто сомневается, нужно ли ему это. Так что нельзя сказать, что современное оглашение — просто некий поверхностный набор знаний: если человек подошел к нему серьезно, оно может подвигнуть к глубоким размышлениям и изменениям.

Никаких экзаменов после бесед не сдают, но готовящийся ко Крещению человек должен хотя бы выучить Символ веры — и не просто механически рассказать, а разбираться в нем. Иногда приходят люди, которые уже много читали о христианской жизни, и на беседах такого уровня им неинтересно. С ними священник или катехизатор беседует индивидуально.

— На Ваш взгляд, стоит ли строже относиться к оглашению?

— Современное общество не готово к строгим испытаниям, поэтому ужесточать не нужно. Люди просто станут меньше креститься или пойдут в храмы, где будет наименьший контроль. В Сербской Православной Церкви, к примеру, достаточно строгие правила подготовки к Причащению — почти две недели строгого поста, поэтому люди причащаются в лучшем случае несколько раз в год.

— Как быть взрослому человеку, который понимает, что не будет вести церковную жизнь, но родственники упрашивают его принять крещение?

— Настаивать в этом вопросе неправильно, должно быть личное желание человека. Допустим, он поддастся их уговорам, а что дальше? Таинство совершится, но крещение — это рождение человека для Церкви, начало новой жизни, и эта жизнь должна развиваться. Конечно, родственникам нужно говорить на эту тему, но упрашивать не надо. Возможно, стоит предложить некрещеному родственнику просто пообщаться со священником: бывает, что человек боится чего-то, и в ходе разговора выясняется, что это всего лишь околоцерковные суеверия.

После огласительных бесед проходит исповедальная беседа со священником, где разные страхи тоже могут всплыть. Хочу посоветовать людям, которые готовятся ко крещению: не нужно ничего в себе утаивать, бояться «а вот я об этом расскажу — что обо мне подумают?». Наоборот, чем больше будет задано вопросов и каких-то неудобных, болезненных тем затронуто, тем легче будет священнику помочь человеку разобраться с грузом, лежащим на душе.

— В первые века христианства крещаемым давались новые имена — в честь святых и в ознаменование того, что их жизнь с этого момента необратимо меняется и преображается. Имеет ли это место сейчас? Может ли, допустим, человек по имени Николай в крещении взять имя Петр?

— В принципе — да, может. Но обычно так делают, только когда человек назван именем, которого нет в святцах. Один из недавно принятых Священным Синодом документов — «О возможности принятия крещения с сохранением национального имени» (Заседание Священного Синода от 26 декабря 2019 года, журнал № 165. — Ред.) — разрешает брать в крещении имена святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей. Также признаются святые, которые были прославлены на Западе до разделения Церквей. Например, имени Алина в наших святцах нет, но есть мученица Алина Бельгийская, святая VII века.

У сербов, к слову, проблемы «есть ли имя в святцах» вообще нет. Если у нас каждый человек называется в честь святого, то у них есть один небесный покровитель рода.

Имя, данное при крещении, впоследствии, при каких-то исключительных обстоятельствах, можно поменять: читается молитва на наречение имени, называется другое имя, и с этого момента человек причащается с ним. Так бывает, например, когда родители зачем-то дали двойное имя: назвали Евгенией, а покрестили Елизаветой. Это, кстати, отголосок язычества, суеверия: некоторые считают, что «настоящее», данное в крещении имя должно быть тайным, чтобы недоброжелатели не могли как-то навредить человеку. Потом уже повзрослевшие дети приходят и просят как-то эти имена «привести к общему знаменателю» — и мы, чтобы им не менять все документы, воцерковляем их гражданское имя. Так что лучше не мудрить: крестить с тем именем, с которым ребенок регистрируется в загсе, а если в месяцесловах его нет, то выбирать близкое по звучанию.

— Можно ли давать девочке имя, образованное от мужского — например, Николая, Алексия?

— Теоретически можно, в монашестве такая традиция есть, но мирянам это ни к чему, на мой взгляд. Бывает, что называют так, а потом ребенок вырастает и ставит это в укор родителям.

— Во времена раннего христианства Таинство Крещения, как и сейчас, совершалось как над взрослыми, так и над младенцами. Но во II веке об этом были споры: карфагенский пресвитер Тертуллиан восставал против крещения детей, делая акцент на том, что вхождение в Церковь должно быть сознательным, а Ориген, в противовес ему, называл совершение этого таинства над младенцами апостольским завещанием. В каком же возрасте лучше крестить ребенка? «Чем раньше, тем лучше» или когда подрастет и сможет хотя бы в общих чертах понять, что совершается?

— «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу», — так писал в «Слове на крещение» святитель Григорий Богослов. Думаю, что нет веских оснований оспаривать это святоотеческое утверждение. Если родители живут церковной жизнью, для них неестественно будет ходить в храм без ребенка, они хотят молиться о нем, и у них зачастую даже не возникает вопроса, нужно ли ждать и сколько лет. Если же родители в храм не ходят, вопрос тут не в возрасте, а в том, зачем им нужно ввести своего ребенка в Церковь — на огласительных беседах этот вопрос затрагивается.

В нашей Церкви детей крестят, за исключением экстренных ситуаций, с сорока дней. Так установлено не потому, что раньше нельзя, а потому, что как раз в этот день над матерью читаются очистительные молитвы после родов, с этого дня она может вновь присутствовать в храме.

По опыту могу сказать, что лучше всего крестить, когда ребенку 2–4 месяца. Как объясняли мне врачи, дети в этом возрасте еще помнят состояние внутри утробы матери, и когда они попадают в водную среду, то группируются и не пытаются вырваться. Однажды по неопытности я попробовал погрузить шестимесячного ребенка: в купель он поместился, но вырывался. И ведут себя дети постарше уже по-другому: кто-то уже ни минуты не может спокойно посидеть на руках.

— Что ответить родителям, которые откладывают с крещением ребенка и говорят: «Вырастет — сам решит, во что верить»?

— Мы можем только рекомендовать, не настаивать. В качестве контраргумента можно сказать: «Хорошо, пусть ребенок вырастет и определится, на каком языке ему разговаривать. А сейчас вообще с ним не разговаривайте — вдруг он не захочет по-русски, а захочет по-французски?».

Принадлежность к языку, культуре, религии — все это взаимосвязано. Понятно, что когда ребенок вырастет, неизвестно, каким человеком он станет, это уже вопрос воспитания. Сейчас в нашей стране крещено около 80% населения, а когда статистику собираешь на Рождество и Пасху — на праздничных службах в храмах 3–4% жителей. Это как в стихотворении иеромонаха Романа (Матюшина): «За жизнь свою побыл два раза в храме,/И то насильно, сам бы не почтил:/Один — когда не мог ходить ногами,/Другой — когда ногами отходил».

Но вместе с тем то хорошее, о чем ребенку говорили в детстве, очень часто запоминается и удерживает уже взрослого человека от совершения ошибок. Я такое наблюдаю во время исповеди: спрашиваешь человека, как давно в храме был, и он отвечает: «Да вот как покрестили в детстве — и всё, а мне сейчас тридцать». Но выясняется, что некоторые часто совершаемые грехи для человека неприемлемы: «Нет, этого я никогда не делал, мне как в детстве сказали, что это плохо, так я этого никогда и не преступаю». И это уже хорошо.

— Как Церковь относится к тайному крещению? Допустим, бабушка втайне от родителей окрестила внука.

— Это запрещено. Для крещения ребенка нужно согласие родителей, чтобы не было потом скандалов. Понятно, что в советское время порой крестили втайне, потому что боялись разного рода прещений со стороны властей. Сейчас за крещение с работы не увольняют, и объективных причин скрывать этот факт от внешнего мира нет.

Знакомый священник из Ставрополья рассказывал, что одна мама втайне от отца-мусульманина покрестила ребенка. Когда отец узнал, был скандал на всю станицу. Если со стороны даже одного родителя есть противодействие, это уже причина крещение отложить.

— А если взрослый иноверец хочет принять крещение, но знает, что его семья отнесется к этому отрицательно и разорвет общение?

— Единого рецепта здесь нет. Принятие крещения и начало новой жизни — это то, на что нужно решиться, и здесь каждый сам для себя определяет, на что он готов пойти. Были и в жизни некоторых святых такие моменты: они крестились и уходили из дома, встретив сопротивление со стороны родителей-язычников. Но если человек сомневается, выдержит ли он прекращение общения, наверное, не нужно на эти сомнения закрывать глаза: будет гораздо хуже, если он покрестится, а потом под этим давлением родственников отречется.

— Как быть, если человек не знает или не помнит, крестили ли его, и уже не у кого об этом спросить?

— Для начала просим всё же поискать какие-либо свидетельства людей. Если ничего нет, смотрим на то, как человек относится к Церкви. Если ему восемьдесят лет, и сорок из них он ходит в храм, участвует в таинствах, над ним чаще всего ничего не совершается, поскольку он регулярно причащался в течение длительного срока. Если человек ходил изредка или ходит недолго, то совершается крещение с прибавкой в крещальной формуле — «крещается аще не крещен», чтобы исключить возможность второго крещения, которое является грубым нарушением канонов.

Газета «Православная вера» № 06 (650)