В «Ладье» обсудили различия христианства и социализма

15 мая в молодежном клубе «Ладья» в онлайн-формате — на платформе Discord состоялась беседа с настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского священником Игорем Москвичёвым на тему «Христианство и социализм: есть ли что-то общее?». Тему для обсуждения предложили сами ребята.

Отец Игорь рассказал собравшимся про историю возникновения социалистического и христианского учений, объяснил, что эти учения нельзя считать тождественными, поскольку они противоположны по смыслу. Социализм — это стремление к тоталитарному обобществлению. Казалось бы, просто. Но удивительно, что в истории известно множество вариантов социализма: Ленинский вариант в России, китайский вариант «председателя Мао» в Китае, режим Пол Пота в Камбодже, а также ряд европейских вариантов, имевших место в XX столетии. Все они были попытками осуществления на практике того, о чём учили идеологи социализма — Фридрих Энгельс и Карл Маркс.

Так, Ф. Энгельс писал о том, что религия является продуктом человеческого интеллекта. К. Маркс считал, что «религия — это опиум для народа» и представляет собой «иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого». Согласно социалистическому учению, пока человек не станет эгоцентристом и не откажется от веры в Бога, он не станет полноценным человеком. Последователи Маркса считали христианство классово-экономическим движением, но на деле это не так — оно является религиозным и откровенным учением. Как известно, христианство не делало различий между богатыми и бедными, рабами и свободными, мужчинами и женщинами. Об этом учил апостол Павел (см. Колос. 3, 11).

Социалисты полагают, что социализм следует нравственным нормам христианства, но при этом они отрицают Христа. Социализм желали представить в качестве новой псевдорелигии прогресса. При этом интересно заметить, что в практической плоскости идеологи коммунизма и социализма из тактических соображений относились к религии иногда нейтрально и «веротерпимо». Впервые это прозвучало в среде немецких социал-демократов в конце XIX столетия: «религия — дело частное» и «Церковь и религиозные сообщества  — частные союзы». Такими «дипломатическими» средствами пользовались и в Советском Союзе. Например, когда Сталин разрешил провести даже Архиерейский Собор в 1943 году, а в 1948 году планировал по сути Вселенский Собор в Москве и оказывал Русской Церкви даже минимальную поддержку. Но всё же учение научного социализма по сути всегда враждебно религии. Насаждаемая большевиками классовая борьба была категорически неприемлема для христианского учения, одной из основных заповедей которого является любовь не только к ближним, но и к своим врагам. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, говорил о том, что уклонение в социализм опровергает учение христианства о личном подвиге покаяния и смирения и является большим заблуждением. Следуя этому учению, невозможно обрести Христа и стяжать Царствие Божие.

Построение социализма как воплощение утопии оказалось обречено. В этом смысле антисоветской оказалась история — она вынесла этому эксперименту, основанному на отрицании религии и частной собственности (т.е. отрицании и духа, и материи!), свой приговор. Поэтому для верующего человека должно быть очевидно, что при исповедании христианства придерживаться социалистических взглядов невозможно, как невозможно усидеть на двух стульях. Но разбираться в этом важно, поскольку это помогает в осмыслении прошлого и понимании настоящего.

Для более полного погружения в тему отец Игорь посоветовал ребятам литературу по теме беседы: книгу священномученика Иоанна Восторгова «Христианство и социализм» и размышления священномученика Илариона (Троицкого) «Христианство и социализм. На современные темы». Далее беседа проходила в режиме диалога. Ребята спрашивали священника о положительных явлениях советского строя (стабильная работа и бесплатная раздача жилья), о капитализме, об осмыслении советского периода нашей истории, о приходском управлении и участии в нём мирян, а также о том, каким будет мир после эпидемии.