В «Ладье» состоялась беседа о старообрядчестве

22 октября в «Ладье» состоялась встреча с иереем Максимом Плякиным. Священник рассказал ребятам об истории старообрядчества в Саратовском крае, о причинах возникновения и распространения старообрядчества.

Отец Максим подробно рассказал ребятам о причинах, приведших к возникновению старообрядчества, про царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в результате деятельности которых и появилось старообрядчество. Течение, противоположное православной Церкви и в каком–то смысле оппозиционное. По началу старообрядцев довольно жестоко притесняли. Нам, христианам XXI века, сложно вообразить, что за следование старому обряду могла последовать казнь. Это, в частности, предписывал указ 1682 года: если человек крестился двумя перстами – по-старообрядчески – его казнили. После начала притеснений, старообрядцы начали мигрировать по территории страны. Было три основных направления: Дон (казачьи земли), территория Польши(«Стародубье»), Поволжье (Нижний Новгород). Земли вдоль Волги были населены кочевниками, с которыми старообрядцы начали налаживать хозяйственные отношения. Налаживая отношения с местным населением, проживавшим возле Волги, старообрядцы развивали речные промыслы, а в Заволжских степях – торговые. Очень скоро они в этом весьма преуспели – известные династии купцов и предпринимателей Мельниковых, Морозовых, Демидовых были старообрядцами. Из старообрядческих слобод постепенно вырастали города. Так, город Хвалынск произошёл от слободы Сосновый остров, Новоузенск – от слободы Узень, Пугачёв – от слободы Мечетная. Город Балаково изначально тоже был заселен старообрядцами.

Отец Максим рассказал о том, с какими сложностями сталкивались старообрядцы в Российской империи и как их преодолевали. Эти сложности касались прежде всего их социального статуса и носили идеологический характер. Именно поэтому они стремились уйти как можно дальше от центра – туда, где нет государственного надзора. Иногда это были просто отдалённые земли, а иногда – просто леса.
Тема взаимоотношений российской власти со старообрядцами является очень заметной на протяжении всего Синодального времени (с 1700 по 1917 гг). Во времена гонений в XX веке старообрядцев, так же как и православных, уничтожали физически – расстреливали, убивали, ссылали. Страдали все – простые верующие и священство.
Отдельный рассказ был посвящен единоверчеству.

Отец Максим сообщил ребятам, где в Саратове находятся старообрядческие общины, каково их церковно-административное устройство. Для многих стало неожиданным то, что в нашем городе присутствуют и беспоповские старообрядческие общины (беспоповские общины многочисленны и разнообразны, но их объединяет убеждение в том, что после раскола иерархия и священство утратили чистоту веры, таким образом, дальше нужно жить уже без священников и епископов).

Отец Максим ответ на многочисленные вопросы ребят на тему лекции. Беседа длилась более двух часов. Следующая встреча в молодёжном клубе «Ладья» состоится 29 октября в 19.00.