Воскресная беседа

21 мая иерей Владимир Суяргулов поговорил с прихожанами о причинах и последствиях осуждения и способах противостоять ему.

Причины — это превозношение и недостаток любви. Прежде, чем осудить человека, мы над ним превозносимся. То есть считаем, что он хуже нас. Если мы считаем, что человек лучше нас, мы его никогда не осудим. То же самое с любовью — кого мы любим, того не осуждаем. Таким образом, осуждение можно назвать одним из проявлений гордости в человеке. Это прежде всего чувство. Мы можем его высказать, а можем и нет. Но даже невысказанное осуждение является таковым.

Осуждение лишает человека Благодати, и он становится подвержен влиянию диавола. Если человек не покается, то он впадёт в тот же грех, в котором кого-то осудил. Об этом пишет прп. Иоанн Лествичник: «За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.» Привычка осуждать лишает нас спасения. Потому что Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Мф. 7,2). По мысли св. отцов, Бог после смерти отнесётся к нам так, как мы при жизни относились к людям. Таким образом, никого не осуждать — самый простой, и пожалуй, единственный способ спасти свою душу для современного христианина.

В первую очередь нужно устранять причины осуждения. То есть просить у Бога избавления от гордости и дарование смирения и любви к ближнему. Стараться ни над кем не превозноситься и быть снисходительными к людям. Мы должны понимать, что любой грех — это болезнь души. А больной человек заслуживает сострадания и сочувствия, а не порицания. К тому же мы все больны теми или иными страстями. Мы должны научиться находить оправдание каждому человеку. Кроме того, нужно стараться обращать внимание на свои грехи и не замечать грехи окружающих; быть строгими к себе и снисходительными к другим, а не наоборот.

Важно помнить также, что только Бог знает все обстоятельства жизни каждого человека, все его мысли и чувства. Поэтому только Он имеет право судить нас. Как говорили святые, человек возможно уже покаялся в своём грехе и Бог простил его. А мы продолжаем считать его грешником и осуждать…