По средам и пятницам Великого поста в храмах совершается особое богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается тем, что во время нее не приносится Богу Бескровная Жертва — верующие причащаются Святых Даров, освященных прежде, на воскресной Литургии.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается для подкрепления сил и духовного утешения верующих в дни великопостных седмиц, когда Евхаристии не положено. На сегодняшний день эта Литургия, как правило, совершается утром. Такая практика возникла еще в Синодальный период (1700-1917 годы) и связана с удобством группирования великопостных служб, а также по снисхождению к немощи верующих. Однако с древней церковной традицией согласуется совершение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. К тому же это дает возможность приступить к Причащению работающим людям.
В этом году в Саратовской епархии принято решение возобновить древнюю церковную практику. Так, в среду второй, третьей, четвертой и шестой седмиц в храмах Саратова и центральных храмах благочиний Саратовской епархии Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться вечером.
Перед Причастием требуется евхаристический пост, который составляет не менее шести часов. Таким образом, при совершении Литургии в вечерние часы воздержание от принятия пищи и пития для причащающихся должно начинаться с 12.00.
Согласно церковного устава, среда и пятница — дни особенно напряженного физического и духовного подвига, и хорошо, если они будут освящены ожиданием Причащения. Ведь Причащение — главное оружие в великопостной духовной борьбе и главная духовная пища.
Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст о Причащении: «Чтобы выразить Свою великую любовь к нам, Христос даровал нам плоть Свою. Итак, чтобы не любовию только, но и самим делом быть нам членами плоти Христовой, будем соединяться с этою плотию. Для того Он смесил Самого Себя и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составляли нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это есть знак самой сильной любви…» или «Христос соединил с Собою тебя… Он не просто дал Свое тело, но вместо прежней плоти, которая, по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, дабы, питаясь ею и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой трапезы к жизни безсмертной… Не приобщаться этой таинственной вечери есть глад и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители… Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом…».