Житие мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господнем

Ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос по неиз­ре­чен­ной Сво­ей ми­ло­сти бла­го­во­лил спа­сти нас от по­ги­бе­ли Сво­им воль­ным стра­да­ни­ем, Кре­стом, смер­тью и Вос­кре­се­ни­ем, то­гда один сот­ник, по име­ни Лон­гин, ро­дом из Кап­па­до­кии, на­хо­дясь под вла­стью Пи­ла­та, был при­став­лен со сво­и­ми во­и­на­ми слу­жить при стра­да­нии и рас­пя­тии Иису­са Хри­ста.

Уви­дав чу­де­са, быв­шие при Кре­сте Хри­сто­вом: зем­ле­тря­се­ние, за­тме­ние солн­ца, от­крыв­ши­е­ся гро­бы и вос­став­ших из них мерт­ве­цов и рас­па­де­ние кам­ней, сот­ник Лон­гин ис­по­ве­дал, что Хри­стос есть Сын Бо­жий. О сем со­бы­тии Бо­же­ствен­ный еван­ге­лист Мат­фей так го­во­рит:«Сот­ник же и те, ко­то­рые с ним сте­рег­ли Иису­са, ви­дя зем­ле­тря­се­ние и все быв­шее, устра­ши­лись весь­ма и го­во­ри­ли: во­ис­ти­ну Он был Сын Бо­жий» (Мф.27:54. Ср.Мк.15:39 и Лк.23:47). Так сви­де­тель­ству­ет об уве­ро­вав­шем во Хри­ста сот­ни­ке Лон­гине Бо­же­ствен­ное Еван­ге­лие. Пре­да­ние же цер­ков­ное к за­сви­де­тель­ство­ван­но­му в Еван­ге­лии при­бав­ля­ет, что Лон­гин был тот во­ин, ко­то­рый прон­зил реб­ра рас­пя­то­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту и от ис­тек­шей кро­ви и во­ды по­лу­чил ис­це­ле­ние боль­ных глаз сво­их. Тот же Лон­гин был и в чис­ле стра­жей, при­став­лен­ных Пи­ла­том к Жи­во­тво­ря­ще­му Те­лу Иису­са Хри­ста, ле­жав­ше­му во гро­бе. Ко­гда же Гос­подь пре­слав­но вос­крес от гро­ба и Сво­им чуд­ным вос­ста­ни­ем на­вел на стра­жу ужас, то­гда Лон­гин и два во­и­на окон­ча­тель­но уве­ро­ва­ли во Хри­ста, и сде­ла­лись про­по­вед­ни­ка­ми Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, – ибо они воз­ве­сти­ли Пи­ла­ту и ар­хи­ере­ям обо всем про­ис­шед­шем. Ар­хи­ереи и ста­рей­ши­ны, устро­ив со­ве­ща­ние, да­ли во­и­нам до­воль­но де­нег, чтобы они ута­и­ли о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом и ска­за­ли, что уче­ни­ки Хри­ста, при­шед­ши но­чью, укра­ли Его, ко­гда они спа­ли (Мф.28:11-13). Од­на­ко Лон­гин де­нег не взял и ута­ить чу­да не за­хо­тел, но еще усерд­нее стал сви­де­тель­ство­вать о нем, и сви­де­тель­ство его бы­ло ис­тин­но. По­се­му Пи­лат и все иудей­ское сон­ми­ще воз­не­на­ви­де­ли Лон­ги­на и весь гнев свой, ко­то­рый они преж­де име­ли на Хри­ста, об­ра­ти­ли те­перь на Лон­ги­на. Лон­гин от­кры­то про­по­ве­до­вал о Хри­сте, что Он есть Ис­тин­ный Бог и что он, Лон­гин, был са­мо­вид­цем жи­во­тво­ря­щей смер­ти Его и Вос­кре­се­ния. За сие сви­де­тель­ство Лон­гин под­верг­ся нена­ви­сти и го­не­нию со сто­ро­ны вра­гов Иису­са Хри­ста, ко­то­рые ста­ли изыс­ки­вать при­чи­ну, чтобы по­гу­бить его, но, не на­хо­дя за ним ви­ны, не ре­ша­лись, по­то­му что Лон­гин был ста­рей­ший из во­и­нов, че­ло­век чест­ный и из­вест­ный са­мо­му ке­са­рю. Ко­гда же Лон­гин узнал об их злом на­ме­ре­нии, то вос­хо­тел луч­ше быть от­вер­жен­ным от них и остать­ся со Хри­стом, чем жить в се­ле­ни­ях иудей­ских. Он оста­вил свой во­ин­ский сан, одеж­ду и по­яс и, взяв дво­их дру­зей сво­их, ко­то­рые име­ли та­кую же рев­ность по Хри­сте, укло­нил­ся от на­род­но­го об­ще­ния и по­свя­тил се­бя на слу­же­ние Еди­но­му Бо­гу. При­няв Кре­ще­ние от свя­тых апо­сто­лов, Лон­гин в ско­ром вре­ме­ни оста­вил Иеру­са­лим и по­шел со сво­и­ми дру­зья­ми в Кап­па­до­кию; там он стал про­по­вед­ни­ком и апо­сто­лом Хри­сто­вым и мно­гих об­ра­тил от за­блуж­де­ния к Бо­гу. За­тем, оста­вив го­род, Лон­гин стал жить в се­ле­нии сво­е­го от­ца, про­во­дя без­молв­ную жизнь – в по­сте и мо­лит­вах.

Вско­ре сде­ла­лось из­вест­ным все­му со­бра­нию иудей­ско­му в Иеру­са­ли­ме, что Лон­гин рас­про­стра­ня­ет свое уче­ние по всей Кап­па­до­кии и про­по­ве­ду­ет о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. То­гда ар­хи­ереи и ста­рей­ши­ны иудей­ские, ис­пол­нен­ные за­ви­сти и гне­ва, по­шли к Пи­ла­ту со мно­ги­ми да­ра­ми и ста­ли про­сить его от­пра­вить по­сла­ние ке­са­рю в Рим с из­ве­ще­ни­ем о том, что Лон­гин от­верг­нул от се­бя во­ин­ский сан, от­ка­зал­ся от под­чи­не­ния рим­ской вла­сти и воз­му­ща­ет в Кап­па­до­кии на­род, про­по­ве­дуя им о дру­гом ца­ре. Пи­лат, при­няв да­ры, со­гла­сил­ся на прось­бу иуде­ев и от­пра­вил к ке­са­рю Ти­ве­рию по­сла­ние, за­клю­ча­ю­щее в се­бе силь­ную кле­ве­ту на Лон­ги­на. Вме­сте с этим пись­мом Пи­ла­та евреи по­сла­ли от се­бя мно­го зо­ло­та ке­са­рю и тем са­мым ку­пи­ли смерть свя­то­му Лон­ги­ну: ибо вско­ре от ке­са­ря Ти­ве­рия при­шло по­ве­ле­ние пре­дать Лон­ги­на смер­ти, как про­тив­ни­ка ке­са­рю. Пи­лат тот­час же по­слал во­и­нов в Кап­па­до­кию, чтобы от­сечь го­ло­ву Лон­ги­на и при­не­сти ее в Иеру­са­лим для удо­сто­ве­ре­ния ев­рей­ско­го сон­ми­ща в смер­ти Лон­ги­на. По прось­бе иуде­ев Пи­лат по­ве­лел так­же убить и тех двух во­и­нов, ко­то­рые вме­сте с Лон­ги­ном оста­ви­ли во­ин­ский сан и там же, в Кап­па­до­кии, с ним вме­сте про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста.

Ко­гда по­слан­ные до­шли до стра­ны Кап­па­до­кий­ской, то ста­ли усерд­но рас­спра­ши­вать о Лон­гине, где он жи­вет; узнав, что он пре­бы­ва­ет в се­ле­нии сво­е­го от­ца, они по­спе­ши­ли ту­да, ста­ра­ясь по­ка­зать, что отыс­ки­ва­ют Лон­ги­на не на уби­е­ние, а как бы для ока­за­ния ему неко­то­рой по­че­сти. Они бо­я­лись, чтобы Лон­гин не из­бе­жал их рук и чтобы им не воз­вра­тить­ся к по­слав­шим их ни с чем; по­се­му-то они и хо­те­ли тай­но схва­тить его.

Меж­ду тем свя­той Лон­гин по от­кро­ве­нию Бо­жию узнал о го­то­вив­шем­ся ему вен­це му­че­ни­че­ском. Он вы­шел сам на­встре­чу по­слан­ным от Пи­ла­та и лю­без­но при­вет­ство­вал их. Те же, не зная его, спра­ши­ва­ли:

– Где Лон­гин, ко­то­рый неко­гда был сот­ни­ком?

– За­чем вам его нуж­но? – спро­сил их с сво­ей сто­ро­ны Лон­гин.

– Мы слы­ша­ли, – от­ве­ча­ли во­и­ны, – что он че­ло­век доб­рый, и хо­тим по­се­тить его; мы во­и­ны, а он был сот­ни­ком во­и­нов, – по­это­му мы и хо­тим ви­деть его.

То­гда Лон­гин ска­зал:

– Про­шу вас, гос­по­да мои, зай­ди­те ко мне в дом и от­дох­ни­те немно­го с до­ро­ги, а я из­ве­щу Лон­ги­на о вас, ибо я знаю, где он жи­вет, и то­гда он сам при­дет к вам, так как жи­вет неда­ле­ко от­сю­да.

Во­и­ны за­шли к Лон­ги­ну, и он пред­ло­жил им обиль­ное уго­ще­ние. Ко­гда же на­стал ве­чер и во­и­ны силь­но раз­ве­се­ли­лись от ви­на, то они рас­ска­за­ли Лон­ги­ну, за­чем они по­сла­ны. Но пред­ва­ри­тель­но про­си­ли его и взя­ли с него клят­ву, что он ни­ко­му не пе­ре­даст этой тай­ны; во­и­ны бо­я­лись, чтобы кто-ни­будь не рас­ска­зал Лон­ги­ну и чтобы он не убе­жал от них; при этом они ска­за­ли ему:

– Мы по­сла­ны от­сечь го­ло­вы Лон­ги­ну и дво­им дру­зьям его, ибо та­кое при­шло по­ве­ле­ние к Пи­ла­ту от ке­са­ря.

Лон­гин, услы­хав, что и дру­зей его ищут умерт­вить, по­слал за ни­ми ско­рее, при­гла­шая их к се­бе; сам же не хо­тел ска­зать во­и­нам, – по­ка не при­дут его дру­зья, – что он и есть сам Лон­гин. Ко­гда во­и­ны усну­ли, Лон­гин стал на мо­лит­ву и всю ту ночь усерд­но мо­лил­ся Бо­гу, при­го­тов­ля­ясь к смер­ти. С на­ступ­ле­ни­ем утра во­и­ны, то­ро­пясь от­пра­вить­ся в путь, про­си­ли Лон­ги­на ука­зать им то­го, ко­го они ищут. То­гда Лон­гин ска­зал им:

– По­до­жди­те немно­го, гос­по­да мои, – я по­слал за ним, и он немед­лен­но при­дет к вам: по­верь­те мне, что тот, ко­то­ро­го вы ище­те, сам пре­даст се­бя в ру­ки ва­ши, – толь­ко немно­го по­до­жди­те.

За­тем Лон­гин узнал, что дру­зья его идут: тот­час он вы­шел к ним на­встре­чу и, по­це­ло­вав, об­нял их и ска­зал:

– Ра­дуй­тесь, ра­бы Хри­сто­вы, мои же со­рат­ни­ки, ра­дуй­тесь вме­сте со мною, ибо при­бли­зи­лось ве­се­лие на­ше, – на­сту­пи­ло вре­мя раз­ре­ше­ния на­ше­го от плот­ских уз; вот те­перь мы вме­сте пред­ста­нем Гос­по­ду на­ше­му Иису­су Хри­сту. Мы ви­де­ли Его стра­да­ю­щим, рас­пя­тым, по­гре­бен­ным и вос­крес­шим со сла­вою; те­перь же уви­дим си­дя­щим одес­ную Бо­га и на­сы­тим­ся ли­це­зре­ни­ем сла­вы Его.

Ска­зав сие сво­им дру­зьям, Лон­гин рас­ска­зал им, что от Пи­ла­та и си­нед­ри­о­на иудей­ско­го при­шли во­и­ны, чтобы умерт­вить их за сви­де­тель­ство о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. Услы­хав сие, они воз­ра­до­ва­лись, что спо­до­бят­ся быть при­част­ни­ка­ми вен­ца му­че­ни­че­ско­го и ско­ро пред­ста­нут Гос­по­ду сво­е­му, Ко­е­го они воз­лю­би­ли от всей ду­ши. При­ве­дя за­тем сво­их дру­зей к во­и­нам, Лон­гин ска­зал:

– Вот вам Лон­гин и два дру­га его! Я – Лон­гин, ко­то­ро­го вы ище­те; сии же – два мои дру­га, со мной вме­сте ви­дев­шие Вос­кре­се­ние Хри­сто­во и уве­ро­вав­шие; де­лай­те с на­ми, что вам по­ве­ле­но по­слав­ши­ми вас.

Услы­шав сие, во­и­ны изу­ми­лись и сна­ча­ла не по­ве­ри­ли, что пе­ред ни­ми сам Лон­гин; за­тем, удо­сто­ве­рив­шись в ис­тине се­го, они усты­ди­лись и не же­ла­ли умерщ­влять сво­е­го бла­го­де­те­ля. Но Лон­гин по­нуж­дал ис­пол­нить по­ве­лен­ное, ска­зав при сем:

– Вы ни­чем не мо­же­те луч­ше от­бла­го­да­рить ме­ня за мою лю­бовь к вам, как по­слать ме­ня к Гос­по­ду мо­е­му, Ко­е­го я дав­но же­лаю ви­деть.

Об­лек­шись за­тем в бе­лые по­гре­баль­ные ри­зы и ука­зав ру­кою на близ­ле­жа­щий холм, Лон­гин по­ве­лел до­маш­ним сво­им по­хо­ро­нить там те­ло его и двух дру­зей сво­их. По­сле се­го, по­мо­лив­шись и от­дав всем по­след­нее це­ло­ва­ние, Лон­гин и два дру­га его пре­кло­ни­ли под меч гла­вы свои. Во­и­ны, усек­нув их, взя­ли с со­бой гла­ву свя­то­го Лон­ги­на и ушли; те­ла же свя­тых бы­ли по­гре­бе­ны с че­стью на том ме­сте, ко­то­рое ука­зал сам свя­той Лон­гин.

При­дя в Иеру­са­лим, во­и­ны при­нес­ли ту­да чест­ную гла­ву свя­то­го Лон­ги­на и от­да­ли ее Пи­ла­ту для удо­сто­ве­ре­ния его и все­го сон­ми­ща иудей­ско­го в уби­е­нии Лон­ги­на. Пи­лат и иудеи, уви­дав гла­ву свя­то­го, по­ве­ле­ли бро­сить ее за го­ро­дом, и она дол­го ле­жа­ла там вме­сте с со­ром, по­ка не бы­ла за­сы­па­на пы­лью.

Гос­подь же «хра­нит все ко­сти» (Пс.33:21) угод­ни­ков Сво­их, со­хра­нил в це­ло­сти и гла­ву свя­то­го Лон­ги­на, на­хо­див­шу­ю­ся в со­ру.

И ко­гда Гос­подь за­хо­тел про­сла­вить Сво­е­го ра­ба на зем­ле пред людь­ми, ко­то­ро­го уже про­сла­вил на небе пред Ан­ге­ла­ми, то от­крыл гла­ву свя­то­го та­ким об­ра­зом. Од­на жен­щи­на, хри­сти­ан­ка, вдо­ва из Кап­па­до­кии, ослеп­ла обо­и­ми гла­за­ми и дол­го ис­ка­ла по­мо­щи от вра­чей, но не по­лу­ча­ла. По­сле се­го она взду­ма­ла пой­ти в Иеру­са­лим – по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам и ис­кать там по­мо­щи Бо­жи­ей ослеп­шим сво­им гла­зам. Взяв сво­е­го един­ствен­но­го сы­на, она от­пра­ви­лась с ним в путь. Но, дой­дя до свя­тых мест, сын ее за­бо­лел и чрез несколь­ко дней умер; вдо­ва та бы­ла горь­ко опе­ча­ле­на смер­тью сы­на: она пла­ка­ла о двой­ной по­те­ре, ибо ли­ши­лась и очей, и сы­на, ко­то­рый был как бы све­том для ее очей и про­вод­ни­ком для нее. И вот, ко­гда вдо­ва та горь­ко и неутеш­но пла­ка­ла, ей явил­ся в ви­де­нии свя­той Лон­гин и уте­шил ее, обе­щав ей, что она уви­дит сво­е­го сы­на в небес­ной сла­ве и по­лу­чит свет очам сво­им. Он рас­ска­зал ей все о се­бе: как он был при стра­да­нии, Рас­пя­тии, по­гре­бе­нии и Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, как за­тем про­по­ве­до­вал в Кап­па­до­кии Хри­ста и по­стра­дал за Него со сво­и­ми дру­зья­ми. При этом он по­ве­лел ей ид­ти за го­род и най­ти там его гла­ву, ле­жа­щую в со­ру и за­сы­пан­ную пы­лью.

– Те­бе пред­на­зна­че­но, – ска­зал при сем свя­той Лон­гин, – об­ре­сти ее для тво­е­го ис­це­ле­ния.

Уте­шив­шись от пе­ча­ли, вдо­ва вста­ла и по­про­си­ла про­во­дить ее за го­род; ко­гда же ту­да ве­ли, она ска­за­ла про­во­жав­шим ее:

– Где уви­ди­те боль­шую ку­чу на­ме­тен­но­го со­ра, там ме­ня и по­ставь­те.

Они так и сде­ла­ли. Най­дя боль­шое ко­ли­че­ство на­ме­тен­но­го со­ра, они при­ве­ли ее ту­да, и она на­ча­ла сво­и­ми ру­ка­ми раз­гре­бать сор и рас­ка­пы­вать пыль: хо­тя она и ни­че­го не ви­да­ла гла­за­ми, но име­ла ве­ли­кую ве­ру сло­вам, ска­зан­ным ей в ви­де­нии свя­тым Лон­ги­ном. И тот­час же по усмот­ре­нию Бо­жию она по­лу­чи­ла то, че­го ис­ка­ла, и вне­зап­но уви­де­ла свет сол­неч­ный; ибо гла­за ее от­кры­лись, и она уви­де­ла гла­ву свя­то­го, ле­жа­щую в пы­ли. Вдо­ва та об­ра­до­ва­лась не столь­ко то­му, что уви­да­ла свет сол­неч­ный, сколь­ко то­му, что на­шла гла­ву свя­то­го, бла­го­да­ря ко­то­рой по­лу­чи­ла про­зре­ние. И про­слав­ля­ла она Бо­га и ве­ли­ча­ла ра­ба Его – свя­то­го Лон­ги­на.

Взяв и об­ло­бы­зав гла­ву свя­то­го, жен­щи­на с ра­до­стью по­нес­ла ее в свой дом; омы­ла ее, по­ма­за­ла бла­го­вон­ны­ми ма­зя­ми и так воз­ра­до­ва­лась о на­хож­де­нии се­го ду­хов­но­го со­кро­ви­ща, что за­бы­ла пе­чаль свою об умер­шем сыне. В сле­ду­ю­щую ночь свя­той Лон­гин опять явил­ся ей в ве­ли­ком све­те, ввел сы­на ее к ней в бле­стя­щей брач­ной одеж­де и, лю­без­но и оте­че­ски об­няв его, ска­зал вдо­ве:

– Смот­ри, же­на, на сво­е­го сы­на, о ко­то­ром ты пе­ча­лишь­ся и пла­чешь: вот ка­кая честь и сла­ва ему, – смот­ри на него и уте­шай­ся. Бог при­чис­лил его к небес­ным чи­нам, ко­то­рые на­хо­дят­ся во Цар­ствии Его. Я же те­перь взял его от Спа­си­те­ля, и он ни­ко­гда не бу­дет уда­лен от ме­ня. Вот, возь­ми мою гла­ву и те­ло сво­е­го сы­на и по­хо­ро­ни их в од­ном ков­че­ге, и не плачь о сво­ем един­ствен­ном сыне, и да не сму­ща­ет­ся серд­це твое, ибо ве­ли­кая сла­ва, ра­дость и нескон­ча­е­мое ве­се­лие да­но ему от Бо­га.

Ко­гда жен­щи­на услы­ха­ла сие, то по­спеш­но вста­ла и по­ло­жи­ла гла­ву му­че­ни­ка в один ков­чег с те­лом сво­е­го умер­ше­го сы­на и за­тем воз­вра­ти­лась к се­бе до­мой, про­слав­ляя и вос­хва­ляя Бо­га. До­стиг­нув сво­е­го оте­че­ства, она по­хо­ро­ни­ла на чест­ном ме­сте те­ло сво­е­го сы­на и гла­ву му­че­ни­ка, по­мыс­лив так при сем:

– Те­перь я знаю, что «лю­бя­щим Бо­га, при­зван­ным по [Его] из­во­ле­нию, все со­дей­ству­ет ко бла­гу» (Рим.8:28): я ис­ка­ла ис­це­ле­ния очам те­лес­ным, а на­шла вме­сте с тем и ис­це­ле­ние очам ду­шев­ным. Я бы­ла одер­жи­ма скор­бью о смер­ти мо­е­го сы­на, те­перь же имею его на небе, пред­сто­я­щим Бо­гу во сла­ве, с про­ро­ка­ми и му­че­ни­ка­ми; с ни­ми он все­гда ра­ду­ет­ся и с Лон­ги­ном в Цар­ствии Хри­сто­вом но­сит крест – зна­ме­ние по­бе­ды, по­сре­ди Ан­ге­лов, и как уче­ник Лон­ги­на ра­дост­но вос­пе­ва­ет: «во­ис­тин­ну Бо­жий Сын сей бе» и есть и бу­дет. Цар­ство Его – Цар­ство всех ве­ков и вла­ды­че­ство Его во вся­ком ро­де и ро­де. Сла­ва Ему во ве­ки. Аминь.