Несколько лет назад, когда меня пригласили в одно из православных молодежных обществ Саратова, я, не особо раздумывая, отказалась: «Пообщаться? Общения и так вполне хватает. Узнать что-то новое? Есть книги и Интернет. Куда-нибудь поехать большой компанией? В толпе мне не очень комфортно». Тогда я не понимала, почему некоторые мои знакомые с удовольствием посещают эти встречи, а количество приходских молодежных обществ только растет.
В беседе со священником Игорем Москвичевым, настоятелем Митрофановского храма Саратова, при котором действует одна из самых многочисленных «молодежек» нашей епархии — «Ладья», мы попытались разобраться, для чего все-таки нужны православные молодежные общества и что привлекает в них молодых людей.
— Отец Игорь, как понять, стоит ли создавать при том или ином конкретном храме молодежное общество или нет?
— Я думаю, что невозможно просто оценить ситуацию и сказать: здесь оно нужно, а здесь нет. Главным образом потому, что невозможно создать такое общество усилием «сверху» — для этого должно быть встречное движение. В приходах, где есть молодежь, должна быть площадка, где молодые люди могут общаться при храме, и молодежное общество здесь один из вариантов. Это место, где молодой человек может не стесняясь задавать вопросы и рассчитывать на то, что он будет понят. Практика показывает, что по крайней мере в крупных центральных храмах такой формат востребован.
— Как возникла ваша «Ладья»?
— Идея создать при храме молодежное общество была у меня давно. С Марией — одной из наших прихожанок, в то время моей помощницей — мы долго обсуждали, как все лучше устроить. Для начала распечатали листовки, раздавали молодежи после службы. В октябре 2015 года в Мордовии проходил съезд православной молодежи. Маша туда поехала, пообщалась со многими людьми, узнала, как строится такого рода работа, и стала налаживать ее здесь. Встречи решили проводить по вечерам в пятницу. Сначала к нам стали приходить двоюродные сестры и братья Маши, потом подключились их знакомые. В марте следующего года «Ладья» организовала первый православный городской квест. Команды, состоящие из участников приходских молодежных клубов, выполняли задания церковной, исторической и краеведческой тематики. Это событие вызвало большой отклик, и численность нашего молодежного общества увеличилась до десяти постоянных членов. Потом было еще несколько квестов, а теперь люди уже разными путями о нас узнают, приходят, и общество постепенно растет. Сейчас на пятничные встречи собирается 20–30 человек.
— Эти встречи — для чего они?
— «Молодежка» не должна становиться второй школой или университетом, но в то же время не стоит превращать ее в место, где народ «клубится», как раньше говорили. Каждая встреча «Ладьи» условно делится на две части: сначала беседа со священником — о Священном Писании, о богослужении, на просветительские темы, потом свободное общение, когда ребята могут просто поговорить друг с другом.
Каждую тему мы стараемся обсудить на одной встрече — поскольку постоянно приходят новые люди, планировать циклы бесед сложно. Темы абсолютно разные, и в основном их предлагают ребята. У нас был разговор и про Апокалипсис, и про монашество, и про святых отцов, и про тюремное служение. Еще есть формат «встреча с гостем», тогда тема определяется исходя из того, кто этот гость. Программы на год вперед у нас нет, она и не нужна — доля экспромта не помешает. Иногда просто смотрим и обсуждаем какой-нибудь фильм.
Молодежь любит поездки — мы были на экскурсиях в Вольске, Петровске, в этом году все вместе ездили в Москву и Троице-Сергиеву Лавру. Многие из наших девушек и юношей участвуют в благотворительных акциях, которые организует общество «Ковчег» Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова, помогают в уборке могил на Воскресенском кладбище, помогают благоустраивать территорию Свято-Сергиевского монастыря в Алексеевке Базарно-Карабулакского района. И про наш Митрофановский храм не забывают: готовят его к Рождеству и Пасхе, чистят подсвечники, украшают цветами, на Крещение раздают воду. Когда человек чувствует свою причастность к храму, он гораздо внимательнее к тому, что в нем происходит.
— Как Вы думаете, кто должен руководить молодежным обществом? Это должен быть молодой человек?
— На мой взгляд, это должен быть прежде всего все-таки священник. Когда люди приходят на встречу, видят священника и имеют возможность задать вопросы, в том числе наедине, личные, это дает гораздо больший результат, чем когда священник говорит своему помощнику: «Ты проведи, а я поехал». Если люди видят личное участие, искреннее стремление к ним, то отвечают взаимностью.
Возраст руководителя «молодежки», думаю, значения не имеет. Среди организаторов обществ в нашей епархии есть и молодые священники, и постарше, которые замечательно с этим справляются. Здесь важнее отношение — и к самим ребятам, и к этой деятельности вообще. Люди, которые приходят в «молодежку», не должны бояться что-то неправильно спросить или не так сделать. Встречи общества не должны превращаться в партсобрания — пришли, послушали и разошлись, оставшись каждый при своем мнении. Если кто-то с чем-то не согласен, не нужно переубеждать, навязывать свою точку зрения; если вдруг возник вопрос не по теме — ничего страшного в этом нет, значит, конкретному человеку нужно сейчас именно это. Помню, ребята очень удивились, когда я им сказал, что апостол Павел учил свободе. «Как свободе? Разве в Церкви есть свобода?» Для них это было откровением, мы на эту тему с ними поговорили, и потом еще на отдельную беседу о свободе пригласили преподавателя семинарии.
— Приходят ли сейчас на ваши встречи светские люди?
— Многие наши ребята приводят с собой друзей, одногруппников. Нецерковной молодежи у нас тоже может быть интересно — все мы когда-то были такими, но однажды переступили порог храма и остались здесь. «Молодежка» — это одна из форм просвещения, воцерковления человека. Дай Бог, если благодаря этим встречам человек обретет жизненные ориентиры, увидит Бога в своей жизни.
Разумеется, мы ни на кого не давим и не заставляем ходить в храм. Есть у нас, например, один паренек — он довольно давно ходит, года два. Изначально он себя позиционировал атеистом, потом перешел в разряд сомневающихся, сейчас — сочувствующий. На встречах он часто задает вопросы, пытается искренне во всем разобраться — не с позиции стороннего наблюдателя, а с позиции ищущего человека.
Что может привести таких ребят к воцерковлению? Беседы, разговоры — это хорошо, но самое главное — пример, который подают и священник, и их сверстники из «молодежки». Если приходящие люди будут слышать одно, а видеть другое, то никакого желания следовать услышанному не будет. Если они слышат, что можно жить другой жизнью, и при этом видят, что ведущий церковную жизнь человек не белая ворона, а полноценная развитая личность, то им гораздо легче самим вступить на этот путь.
Газета «Православная вера» № 11 (631)