Рождество Христово — одно из величайших событий Священной истории, совершенно особенный праздник. Чтобы понять, почувствовать это, необходимо отвлечься по возможности от всего житейского, суетного, дать духу, душе, хотя бы в какой-то мере освободиться от давления плоти. К духовному торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становится пост — время воздержания в пище, удаления от развлечений, земных удовольствий, время покаяния. Благодаря посту в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом.
Устав Рождественского поста таков. Нельзя употреблять пищу животного происхождения — будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и т.п. Разрешены только растительная пища и рыба. Но и рыбу можно есть лишь в субботу, воскресенье и дни праздников. Время со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) — дни особо строгого поста. Даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Именно на Рождественский пост приходится празднование гражданского Нового года. Нужно подходить к этому празднику разумно: не обижать близких, которые хотят повеселиться в семейном кругу, и в то же время помнить о посте.
Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья постящегося. Есть церковный устав — достаточно строгий, и есть более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Но нужен подход индивидуальный — необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Общий подход таков: для того, чье здоровье не позволяет поститься в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А человеку здоровому пост идет лишь на пользу. Просто в посте, как и во всем, необходим навык, привычка.
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Можно начать хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны,— злятся на всех и на все, пост скоро становится для них невыносимым и они бросают его. Каждый сам должен определить, сколько требуется ему в сутки пищи; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой еды и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие — неспособности к делу.
Пост телесный без поста духовного не приближает нас к спасению, даже наоборот, может навредить, если человек, воздерживаясь от пищи, начиная гордиться этим. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Святитель Иоанн Златоуст говорил о посте: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание…
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».