Воскресная беседа

14 мая после богослужений настоятель храма иерей Игорь Москвичев провел с прихожанами беседу, посвященную теоретическому обзору книги «Псалтирь», ее составу и устройству.

Батюшка рассказал, что в переводе с еврейского эта книга звучит как “Книга хваления», а по гречески «Псалтирион» — это струнный инструмент, под звуки которого в древности у евреев по большей части исполнялись псалмы. Как видно из еврейского названия, содержание книги указывает на псалмы как хвалебные и молитвенные песни Богу.

Далее собравшиеся поговорили про количество псалмов и их расположение. В нашей Библии 151 псалом, 150 канонических, 1 не канонический (это объясняется его поздним происхождением, он был написан после формирования еврейского канона). Автором псалтири в большей степени является псалмопевец Давид, однако и в наше время, и в древности не было мнения, что псалтирь творение одного Давида. По установившейся практике ее именуют книгой Давида, хотя ему принадлежит 78 псалмов, но существовали несколько и других авторов — царь Соломон, которому принадлежат 3 псалма, Моисей- 1 псалом (89), левиты Асав, Еман, Ефан (Идифум), сыновья Кореевы — 12 псалмов.

На встрече также поговорили о каждом из этих авторов, в частности упомянули, что Давид несомненно обладал большим поэтическим талантом и те кто писали после него, очевидно, пытались подражать ему в этом. Псалмы Давида принадлежат к роду чистой лирики, отражающей внутренние переживания, отличаются многообразием и являются по своему роду элегией. В псалтири выделяют покаянные, хвалебные, миссианско-пророческие псалмы. 100 псалмов имеют точное авторство, остальные имеют анонимный характер, в том числе и 90 псалом. От Моисея до написания последнего псалма почти тысяча лет и за это время существовали псалменные сборники, которые использовались за богослужением. Впоследствии эти сборники были соединены вместе и следы этого соединения имеются в тексте псалтири. Существовало 5 сборников и признаками деления являются окончания псалмов словами «Буди, буди», этим словом заканчивались молитвы (таким образом оканчиваются 40, 71,88 и 105 псалмы).

Отец Игорь разобрал с прихожанами написания псалмов, которые могут указывать на характер содержания псалма (например, указывается в заглавии молитва или хвала, указание разума, о наследии праведных и нечестивых, столпописания (15,55,56 пс)). В оригинале это стихотворный текст, при переводе стихи утратились, но тем не менее это осталось в надписаниях. В псалтири есть указания на каком инструменте и на каком месте исполнялся псалом. Заглавия псалмов содержат указания на авторство, на исполнение хором, на повод написания (например, выбор места обновления дома Давидова).

В заключение батюшка рассказал о классификации псалмов, их можно разделить на 3 категории: хвалебно-благодарственные, учительные и молитвенные. Отдельным блоком идут мессианские псалмы, но они относятся и к учительным, и к молитвенным. В них говорится о Иисусе Христе, его жизни, воплощении, служении, учении, страданиях и смерти, что подчёркивает особый статус мессианских псалмов.