Делегация от нашего храма приняла участие в мероприятии в рамках Дней славянской письменности и культуры

23 мая в Историческом парке «Россия – моя история» прошел Межрегиональный научно-образовательный форум «Наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и духовно-нравственная культура народов России: прошлое, настоящее, будущее». В мероприятии приняла участие делегация от нашего храма — духовенство во главе с настоятелем иереем Игорем Москвичевым и члены молодежного клуба «Ладья».

Открыл заседание ректор Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин. Он зачитал приветственное слово митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, адресованное участникам и гостям форума.

Далее после приветственных слов приглашенных гостей с докладами выступили участники форума. Член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии протоиерей Михаил Воробьев обратился к слушателям с докладом «Христианский гуманизм в литературе русского Возрождения». В нем он отметил, что Русское Возрождение, как и европейский Ренессанс имеют один источник – культуру Византии периода династии Палеологов. В эпоху правления Палеологов (середина XIII – середина XV столетий) обозначился интерес к античности и эллинизму. В то же время в развитии исихазма проявилось личностное начало в исповедании христианской веры. Эти два аспекта палеологовского Ренессанса стали почвой для полемики о природе Фаворского света, следствием которого стало размежевание сторонников святителя Григория Паламы и его главного противника Варлаама Калабрийского. Идеи Варлаама составили идейную базу европейского Ренессанса, в то время как исихазм стал духовной основой Русского Возрождения. Водораздел между этими культурными явлениями проходит по линии гуманизма, который в европейской культуре становится полностью секулярным, оправдывая человека в его наличном духовном состоянии. Отец Михаил сделал вывод о том, что христианский гуманизм, отчетливо проявившийся в культуре Русского Возрождения, оправдывает человека лишь в проективном направлении духовного преображения, аскетического подвига и нравственного усовершенствования.

Доклад секретаря комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии иерея Максима Плякина носил название «От Рима до Киева: святые Кирилл, Мефодий и Климент, папа Римский» и был посвящён значению, которое имело для славянской миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия почитание раннехристианского мученика — святого Климента, Папы Римского. Также отец Максим познакомил слушателей с историей обретения мощей священномученика Климента при участии «солунских братьев», состоявшегося в Херсонесе Таврическом зимой 860/861 гг., а также перенесения обретённых мощей святого Климента частью в Рим равноапостольными славянскими просветителями, частью – в Киев равноапостольным князем Владимиром, где священномученик Климент начал почитаться как святой покровитель города Киева и, шире, всей Русской земли.