В «Ладье» обсудили тему библейских свидетельств о «мире ином»

10 ноября ребята собрались вместе со священником Игорем Москвичевым, чтобы обсудить тему библейских свидетельств о «мире ином». Это тема, с которой связано множество домыслов и суеверий. Однако в Священном Писании имеется ряд свидетельств, позволяющих понять и узнать то, что ждёт человека после физической смерти.

Рассуждения на эту тему показывают, что человек до конца не осознаёт то, что однажды с последним вздохом и ударом сердца он оставит этот мир и перейдёт в иное состояние. Кажется, что это может происходить с кем-то, но не с нами. Такие мысли естественны для человека, поскольку он был сотворен бессмертным. Об этом говорится в Библии так: «да не вкусит от древа жизни и будет жить во веки (Быт.3, 22).

После грехопадения, которое привнесло смерть в наше естество, люди довольно давно стали искать ответ на вопрос о том, что будет за порогом смерти. Так, например, ветхозаветный патриарх Иаков понимал свою жизнь как странствие, а при разговоре с фараоном сказал: «дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. (Быт 47, 9). Подтверждается эта мысль и в Псалтири. В 118 псалме звучит отрывок: «Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих».

Библия свидетельствует, что посмертное воздание зависит от нравственной жизни человека. Наиболее ярко об этом сказано в контексте смерти Авраама, великого праведника, с которым был заключен завет, смерть которого наступила «…в старости доброй», и он «приложился к народу своему» (Быт. 25, 8). О нечестивых сказано, что они погибают вместе с домами, и шатрами, и с имуществом за то, что «люди сии призрели Господа» (Числ. 16, 30).

Идея суда как посмертного воздания в Библии поднимается неоднократно. Так, в книге Екклесиаст описывается суд о человеке («Все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, аще лукаво (Еккл.12, 14)), который уже в Новом Завете приобретает новые, более яркие и глубокие очертания в притче о богаче и Лазаре, а так же в словах Христа о Страшном Суде «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф 25, 32).

Во второй части беседы собравшиеся разбирали тему святоотеческого осмысления библейских текстов, в частности затронув мытарства — символическое представление частного суда, когда человеческая душа обличается в содеянных грехах. Впервые эта тема подробно описывается в житии преподобного Василия Нового, где приводится рассказ блаженной Феодоры и прохождении ею мытарств. Тему посмертного суда и воздаяния за всю проведенную жизнь развивают многие святые, например, свт. Кирилл Александрийский, св. Иоанн Милостивый, свт. Феофан Затворник.

После окончания беседы ребята задавали много интересующих их вопросов, так как тема оказалось очень важной и полезной.

Ждем всех на нашей следующей встрече, которая состоится 17 ноября.