24 декабря по окончании Божественной литургии в нашем храме состоялась воскресная беседа настоятеля священника Игоря Москвичёва с прихожанами. Главной темой встречи стала история богослужения праздника Рождества Христова. Священник отметил, что первоначально Рождество в христианской Церкви не отмечалось, поскольку главным был праздник Воскресения Христова, без которого «тщетна вера наша» (см. 1 Кор. 15, 14).
Становление праздничного богослужения растянуто в веках. То, что Церковь уделяет этому событию священной истории большое внимание видно из того, как она готовит своих чад к встрече этого торжества: Рождественский пост, 5 дней предпраздства, две «подготовительные» недели (Святых праотец и святых отец) и продолжительный период Святок.
Отец Игорь рассказал о наименовании двух воскресных дней, предшествующих Рождеству. Неделя святых отец посвящена воспоминанию ветхозаветных праведников, пророков и предков Христа по плоти. К XI веку в богослужебном Уставе появилась еще одно воскресение, посвященное памяти родственников Мессии. Оно имело громоздкое название – «Неделя пред неделей святых отец». В греческом языке, на котором были написаны богослужебные тексты, приставка «про» означает «перед». Со временем большое название заменилось на приставку «про» и получилась неделя, т.е. воскресенье, святых праотец.
Священник зачитал присутствующим стихиры и песнопения из праздничной службы. Они содержат не только описание исторических событий, но и догматику праздника. Значительная часть этих текстов принадлежит перу преподобного Иоанна Дамаскина. В них особенно выделены темы воплощения Христа от Девы, подчеркивается, что воплощение было настоящим, а не призрачным, и что это был воплотившийся Бог, вопреки ложным учениям о том, что Божия Матерь родила простого человека Иисуса, с которым Бог соединился лишь впоследствии.
Отдельно поговорили о теме кенόзиса, т.е. умалении – это богословский термин, обозначающий самоуничижение Христа в воплощении. Об этом писал апостол Павел: «… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 7).
В завершении беседы священник ответил на вопросы прихожан, касавшиеся даты Рождества Христова (почему именно 25 декабря), а также о различии старого и нового календарного стиля и о логике построения рождественского богослужения.
Следующая беседа состоится 4 января в 11.00, на ней прихожане вместе с о. Игорем рассмотрят паремии (т.е. ветхозаветные отрывки) праздника Рождества Христова. Вход свободный!