ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО), сказанная архиепископом Фаддеем (Успенским) в Святой Великий Понедельник в Крестовой Спасо — Преображенской (единоверческой) церкви г. Саратова 27 марта (9 апреля) 1928 г.
«Причины, по которым Святая Церковь в Понедельник Страстной седмицы вспоминает о бесплодной смоковнице и Иосифе Прекрасном, и заключающиеся в этих воспоминаниях уроки».
Достигше, вернии, спасительную страсть Христа Бога, мы прежде всего призываемся к воспоминанию о том событии, которое, по описанию евангелистов, случилось утром в понедельник седмицы страданий Христовых, именно к воспоминанию о бесплодной смоковнице.
После торжественного входа в Иерусалим Господь, проведя ночь в Вифании и возвращаясь утром в понедельник в город, взалкал. Увидев смоковницу, Он хотел плодами её утолить Свой голод, но не нашёл на ней ничего, кроме листьев; Тогда Он сказал: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21,19). Это не какое- либо случайное событие. Если об учениках Своих сказал Господь, что и волос с головы их не упадёт без воли Отца Небесного (Мф.10, 29-30), то тем более не могло быть какой- либо случайности в жизни Господа. Встреча со смоковницей и иссушение её имели глубокий всечеловеческий смысл, почему нарочито она вспоминается ежегодно в Великий Понедельник, кроме воспоминаний в других случаях. Событие со смоковницей объясняет прежде всего, чтó побуждало Господа идти в Иерусалим на вольную страсть, чтó было причиной вольных страданиц Господа, а потому воспоминание о смоковнице является как бы вступительным к прочим воспоминаниям седмицы страстей Господа.
Душа Господа всегда была томима алканием, снедаема жаждой спасения человеческого, о каковых Он ещё задолго до страданий говорил: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк.12, 50). У меня есть пища, которой вы не знаете, — говорил Господь Своим ученикам, предлагавшим Ему есть, томимому голодом и жаждой после трудного путешествия, и затем объяснил: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин.4, 31-34); воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день (Ин. 6, 39). Вот каким голодом томилась постоянно душа Господа, когда Он видел, что не отдельные «сыны погибели», а весь народ, Богом » возлюбленный Израиль», гибнет, не проявляя плодов веры и любви к Тому, Кого послал Отец для спасения «овец погибших дома Израилева»!
После трёх с половиной лет служения Господа спасению народа богоизбранного во всей силе обнаружилось, что Он пришел к Своим, и Свои Его не приняли (Ин.1, 11), что народ еврейский даже не узнал времени посещения своего (Лк.19, 44) Господом спасающим. Муки от подобного голода духовного должны были возрастать в Господе до величайшей силы, приближаясь к смертельной скорби Гефсиманской (Мф.26, 38), и Тот, Кого хотел народ торжественно провозгласить царём своим (Ин.6, 15), готов был в Иерусалиме пострадать ради спасения погибших, ища не того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
Отсюда уже становится ясным, чтó означала бесплодная смоковница, встреченная Господом по пути в Иерусалим после торжественного туда входа. Она — не что иное, как народ еврейский, не принёсший Богу плодов веры и любви, только покрывший себя листьями внешней праведности. С самого начала предупреждал Бог человека от подобного превращения в бесплодную смоковницу. Ещё праотцу Адаму сказал Он: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою(Быт.3, 17-18). Не бездушная земля сама по себе навлекла проклятие, — её проклятие было лишь образом и предуказанием той клятвы, какую навлекает на себя душа, приносящая вместо плодов добродетели, которые могла бы приносить легко, как носящая в себе самой от создания образ и подобие Божии, — терние и волчцы греховных страстей.
Чтобы предохранить весь род человеческиц от превращения в бесплодную смоковницу, Бог отделил из среды других народов еврейский, приложив к нему особое попечение: ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел ща ним, хранил его, как зеницу ока Своего (Втор. 32, 9-10). Он сделал Израиля Своим возлюбленным виноградником, который насадил на вершине уточненной горы, обнес оградой, очистил от камней, в котором насадил отборные виноградные лозы, построил посреди башню, выкопал точило, ожидая, что он принесёт добрые грозды, а не дикие ягоды (Ис.5, 1-2). Исполнились ли эти ожидания? Делатели виноградника, вожди Израиля, посланных Богом рабов- пророков били, побивали камнями, опускали с бесчестием (Лк. 11, 48-59). А теперь, когда Он послал Своего Единородного возлюбленного Сына, Наследника всего (Евр.1, 2), говоря: может быть, усрамятся Сына Моего, — они уже готовились вывести Его вон из виноградника на Голгофу и убить, чтобы сохранить место своё и владычество над народом, для них выгодное.
Очевидно, бесплодная смоковница — образ Израиля, как то нарочито изъяснил Господь ранее в притче о бесплодной смоковнице. Уже давно Бог хотел срубить это смоковницу, не приносившую плода и напрасно занимавшую место, но Виноградарь, Сын Божий вочеловечившийся, умилил: оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода, если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 8-9). И действительно, каким дивным попечением окружил Сын Божий народ Свой! Какую явил любовь, превосходящую всякие человеческие описания и изобоаженную Им Самим в столь трогательно величественных словах: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23, 37).
Что же оставалось сделать, как не оставить Израилю дом пуст (Мф.23, 38), обречь на вечное духовное запустение и бесплодие тех, кто добровольно отсек себя от Лозы истинной, плодоносной — Христа, без Которого никто не может делать ничего, кто сам себя обрёк на иссушение (Ин.15).
А мог бы Израиль быть как отрасль плодоносного дерева над источником, как говорил то родоначальник народа Израильского Иаков о любимом сыне своём Иосифе (Быт.49, 22), который сделался через добродетели своей жизни образом Самого Христа, пострадавшего от Своего народа, как Иосиф пострадал от братьев. Ведь с самого начала сказал Бог об Израиле: Израиль есть сын Мой, первенец Мой(Исх.4, 22), и через то Израиль призывался во всей жизни быть образом Сына Божия Единородного. Народ же еврейский вместо Иосифа подражал братьям его, из зависти ввергшим его в ров, окровавившим его одежду как бы его кровью, продавать за сребреники иноплеменным купцам, которые перепродали его в Египет, где Иосиф, не запотевший совершить грех с соблазнявшей его женой Пентефрия, был ею оклеветан и ввержен в темницу, но после истолкования снов фараону освобождён, сделался властителем в Египте и в годы голода сохранил от последнего Египет и свой народ. Какой яркий образ Господа, преданного за сребреники на смерть учеником (злейшим исчадием своего народа) и обагрившего одежды кровью из ран Своих, вверженного Своим народом в ров смерти, заключённого в затворе преисподней, но без вины соблюдшего Себя неискушенным от похотей мира, льстя которым, мог бы привлечь к Себе народные толпы, самовластно расторгшего узы смерти и ада, получившего всякую власть на Небе и на земле, питающего всех алчущих и жаждущих правды хлебом жизни, хлебом слова Своего, Телом и Кровию Своею.
Вот кого означает бесплодная смоковница, вот почему Святая Церковь от воспоминания о ней обращается к Иосифу Прекрасному. Всё это — образы столь яркие, наглядные, что нет нужды нарочито извлекать из них уроки духовной жизни, потому что всё в них составляет понятный каждому урок. Будем хорошо помнить, что без тесного общения со Христом душа наша обречена на духовное бесплодие и непременно обращается в бесплодную смоковницу, навлекшую на себя проклятие иссушения.
Всё, что в жизни нашей не обвеяно дыханием веры Христовой, а иного, чужеродного, — обречено на иссушение и проклятие. Все мысли и желания, пропитанные греховным себялюбием, не способным с любовью Христовой раствориться, суть отпрыски чужеродные, ядовитые, обречённые, как отравленные побеги, на бесплодие и смерть. Только то в жизни нашей, что благословлено Христом, и прежде всего дела любви, делает её благословенной, привлекает к нам блаженный глас, который некогда раздастся во всеуслышание мира: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Только то, что в нашей жизни восприняло сладостные соки любви Христовой способно жить вечно.
Только когда душа наша будет жива, когда, подобно Иосифу и другим праведникам, носит в себе образ и подобие Христово, печать Христову, печать жизни вечной, — не воспринимая на себя каковой, неизбежно воспринимает печать врага Христова, диавола, и, как бесплодная смоковница, обречена Бун на иссушение от огня вечного.