ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО), сказанная архиепископом Фаддеем (Успенским) в Святой Великий Вторник в Крестовой Спасо-Преображенской (единоверческой) церкви г. Саратова 28 марта (10 апреля) 1928 г.)
«Уроки относительно достойного Сретения Христа, грядущего во Царствии Своём, заключающиеся в притчах Господа о десяти девах, о талантах и речи о втором пришествии».
Предуказав через иссушение бесплодной смоковницы, что в Царствие Божие, в которое шествовал Господь открыто через Свои страдания, не войдут многие, почитавшие себя «сынами царствия», что многие из сынов народа избранного, мнившие себя первыми сынами царствия уже по своему происхождению от Авраама, изгнаны будут вон, что, когда входил Господь в Иерусалим открыть Свое Царство, секира уже лежала при корне древа и грозила посечь Израиля (подобно бесплодной смоковнице), кроме небольшого остатка оказавшихся при «звании» своём и «избранными», — Господь во вторник седмицы страданий Своих изъясняет и то, чтó требуется от желающих войти в Царство Его, изъясняет это особенно в притче о десяти девах, о талантах, о речи о втором Своем пришествии и Страшном Суде, на чем и сосредотачивает Святая Церковь внимание чад своих в Великий Вторник.
Прежде всего душа каждого человека должна уподобляться мудрым девам, готовящимся встретить Жениха, и всячески избегать уподобления неразумным, к встрече Жениха опоздавшим и увидевшим двери чертога брачного перед собой запертыми. Для встречи Христа, грядущего открыть Царствие Свое, необходимо прежде всего иметь в душе светильник добродетелей. Этот светильник и дан уже человеку Самим Богом от создания — то светильник совести, указывающий путь добра человеку, влекущий на путь добра, отвлекающий от зла. Совесть — отблеск богоподобия, дарованного человеку Богом при создании. Но этот светильник у большинства людей скоро меркнет от небрежения, от оскудения в душе елея любви, которая так редко встречается в людях в чистом виде, будучи вытесняема себялюбием — движущим началом всех дел, желаний, помышлений человека.
В Таинстве Крещения Христос исправил природный светильник совести и в просвещенной Им душе загорелся яркий свет Христов, после чего нужно разве поправлять светильник души, снимая с него нагар греха через покаяние. Однако и этот обновлённый светильник может легко гаснуть, если не будет восполняем в душе запас елея любви Христовой, которая и в христианстве может оскудевать за умножение беззакония. Добродетель в душе христианина может сиять, гореть ярко, пока поддерживается, как елеем, любовью сердца ко Христу. Без любви добродетель становится внешней, носящей лишь отблеск света, а не самосветящейся. Такова была добродетель фарисеев. Даже девственная чистота перестаёт сиять в человеке и свет её гаснет, когда она поддерживается лишь внешне, вынуждаемая обстоятельствами жизни, а не проистекает из всецелой, истинно девственной любви к Богу.
Оскудевающий в душе елей любви к Богу человек всегда мог бы купить на торжище жизни, обращаясь с людьми, совершая постоянно дела любви, Христом заповеданной, свидетельствуя любовью к меньшей братии любовь и к Самому Христу. Только нужно приобретать этот элей заблаговременно, пока продолжается торжище жизни земной, ибо по смерти нет уже времени для дел любви, а незапасшие елей любви до конца жизни земной, встретят двери чертога Христова закрытыми, как неразумные девы.
Господь даёт для неоскудного запаса елея любви каждому срок жизни достаточный. Он долготерпеливо ждёт, пока человек сделает надлежащий запас дел покаяния и любви, и никто не может жаловаться на недостаточность срока. Даже во единем часе может возобновить человек оскудевший запас через порыв веры, растворенной покаянием, как разбойник на кресте, только не всякий способен к такому порыву в час смерти, так как душа, объятая беспечностью и пристрастиями земными, особенно переживает предсмертные грехи и немощи, (бывает ими) связана и может оказаться неспособной к сильным порывам. Дверь Царствия Христова затворяет душа сама своей нераскаянностью, при которой она как бы каменеет для любви Божией, делается неспособной к ней подобно демонам, исполняется всегда холодной, непримиримой ненавистью.
Кающемуся от сердца Бог не закроет дверей Царствия Своего, готов помиловать и тех, чье предсмертное покаяние было лишь как бы вспыхнувшей внезапно искрой, которая, однако, способна воспламенить в душе одни мысли и желания за другими, всё существо её. И нераскаянных Бог зовёт в Своё Царство, закрывает же для них двери тогда, когда они сами добровольно и окончательно закрыли их полной своей нераскаянностью.
Другой урок относительно подготовления к Царствию Христову предлагается в притче о талантах. Бог даёт различные дарования, посредством которых человек может совершить требуемый «оборот» жизни, приобрести соответствующую дарованиям меру любви к Богу. Человек часто не замечает полученных им от Бога дарований, как каждый день пользуется, не замечая того, дарами жизни. Между тем, если бы дарования иных и казались малыми в очах человеческих, (тем не менее) они всегда достаточны для того, чтобы приобрести благоволение в очах Божиих, ибо Бог ищет не великих в очах людей дел, а сердца человека, любви сердца, часто приметной лишь для всевидящих очей Божиих. Пусть тот, кто хочет оправдать недостаток своей любви к Богу малыми будто бы дарованиями, от Бога полученными, вспомнит, что кому много дано, с того и много взыщется (Лк. 12:48). Один Бог может соразмерить дарования с силами человека и не вверяет избытка дарований Своих тем, в ком провидит малое напряжение сил души и её свободы, чтобы не ввести таких в тем большее осуждение. Иным же вверяет Он большие дарования, чтобы они, лишённые возможности оправдывать свою малую любовь к Богу недостатком полученных дарований, не были беспечны в своём делании.
Для угождения Богу не требуется совершать непременно какие-либо необычайные подвиги, но каждый может угождать Богу в своём звании и состоянии, ибо во всяком звании, если оно не ведёт к делам противным совести и Евангелию, можно любить Бога (1Кор.7:20-24). Об этом напоминал ещё Израилю ветхозаветный законодатель Моисей: заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить:»кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?»
Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его (Втор.30, 11-14), ибо в сердце вера, порождающая из себя любовь, в устах слова веры и любви, преизливающиеся из сердца (Рим.10, 8-10). Оправдать малую готовность свою к богоугождению малостью дарований, полученных для непосильных будто бы подвигов богоугождения, — значит уподобляться рабу лукавому, ленивому, который, вместо того чтобы осудить себя самого за беспечность, начал обвинять в жестокости господина, который жнет, где не сеял (Мф. 25:24), требует того, что при данных средствах непосильно. Всякому искренно желающему угодить Богу даёт он потребные для того силы. И кто может жаловаться на чрезмерность требований Того, Кто готов принять даже одно сердечное покаяние, самоосуждение, чуждое всяких лукавых самооправданий, вместо ожидаемых подвигов.
Наконец, чтобы мы, отложив беспечность, готовились усердно к достойному сретению Господа, грядущего во Царствие Свое, Святая Церковь вспоминает сегодня пророческое изображение Господом Своего второго пришествия. Неведом день и час этого пришествия, и душа должна быть всегда готова к отчету за всё, содеянное в жизни. Никто не знает того, не является ли текущий день и час его жизни последним, а потому душа должна постоянно ставить себя перед зеркалом совести и Евангелия, чтобы было видно все, что есть в ней, и тотчас могла бы она предстать на Суд Христов.
Как блюдет себя неустанно человек от опасности смерти телесной, так вечно должна бодроствовать душа и беречь себя от приближения смерти духовной, происходящей от житейских страстей. Житейские страсти, прилепление сердца к житейским делам и наслаждениям ведут к духовной беспечности, наблюдавшейся в людях перед всемирным потопом, когда люди ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех (Мф. 24, 38-39). Знает человек, как пагубна беспечность о душе своей, и однако остаётся беззаботным относительно судьбы её, думая о ней менее всего прочего, часто совсем забывая о душе, как бы её и не было. Покров беспечности, одинаковой с предпотопной, доселе лежит на жизни большинства даже христиан. Житейская заботливость людей преизбыточна, бесконечна, а забота о душе, препятствующих готовиться к сретению Христа, подобно лжехристам и лжепророкам, которые умножатся перед вторым пришествием Христовым.
Глас Христа в совести и Евангелии слышится в душе ясно, а льстивные страсти вещают: не там Христос, где пути тесны, а вот здесь, где живётся свободнее. Как необходимо по отношению к этим льстивым голосам быть осторожным, по слову Христову: берегитесь, берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф.24:4).
Подготовление к сретению Христа требует не исчисления времен и сроков второго Его пришествия, от нас сокрытых, а наблюдения за признаками, их отличающими. По ветвям и листьям деревьев человек может определять близость весны, лета, зимы. Пусть же по отпрыскам своих мыслей, желаний, по разветвлениям дел, путей своей жизни судит — близок ли он к Царствию Христову или далёк от него. Разве трудно определить, принадлежит ли он к овцам или к козлищам, принёс ли он плоды любви Христовой, о которых прежде всего спросит Христос на Суде, или нет? Неужели не ясны эти заповеди о том, чтобы накормить алчущего, напоить жаждущего, послужить больным, заключённым, помочь бедствующим, терпящим различную нужду, скорбь?
Вместо произвольных исчислений лет, оставшихся до второго пришествия, которые не подготовят к достойному сретению Христа, лучше сделать Его всегда приближающегося у нам в лице меньшей братии Своей, стучащего у дверей сердца и готового войти туда, где отворят. Кто не закрывает дверей сердца для Христа в дни жизни земной, привык в эти дни принимать Его часто, тому не страшно, а радостно будет и второе пришествие. Он принимал Христа, а Христос откроет беспрепятственно ему двери Царствия Своего, говоря: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25:21).