ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО), сказанная архиепископом Фаддеем (Успенским) в Преображенской церкви г. Саратова 14 (27) мая 1928 г.
«Причины, по которым Святая Церковь после праздника Вознесения Господня торжественно празднует память отцов I Вселенского Собора».
Вознесшись со славою на Небо в человеческой плоти, Господь Иисус Христос довёл до конца дело спасения, которое должен был совершить на земле, а довершить дело Христово имел Дух Христов, посланный Христом в мир.
Когда Господь Иисус Христос воссел одесную Отца Своего, то все узнали в Нём Истинного Бога, равного Отцу, Единосущному Ему, уразумели, что Он не простой человек, подобно прочим на земле родившийся и окончивший дни жизни. Если бы Он пребывал на земле во плоти даже вечно, всё ещё могли бы взирать на Него как на простого человека. Теперь же, по вознесении Его на Небо с плотию, все должны были познать в Нём Бога истинного. А в этой вере в Него как Бога Истинного, составляющего со Отцем едино(Ин.17, 22), — залог вечной жизни, как сказал Он, отходя ко Отцу: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17,3).
На этой вере во Христа как сына Бога живого создана Церковь; те же, кто этой веры не имеют, не имеют жизни вечной (Ин. 3:18; 1 Ин. 5,12); кто считает Христа простым человеком, к тому приложимы по всей силе слова:Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (Пс.145:3). Как простой человек может знать грехи всех людей, живущих от начала века и имеющих жить до скончания? Как можно он, даже не зная, перестрадать скорбями всего человечества, взять на себя всё бремя грехов последнего? Как, взявши, помочь всем грешникам, не имея в себе всемогущей силы Божией? Тот, кто надеется на человека, и спасение может иметь только на земле, — временное, неполное избавление, а не вечное спасение. Какой человек может возвратить людям рай, некогда утраченный Адамом? Всё это мог совершить лишь Бог, но явившийся во плоти, прошедший весь путь человеческой жизни до самой смерти, победивший самую смерть воскресением, вознесением же на Небо открывший новый путь в потерянный рай.
Но если Христос совершил дело спасения, то усвоить его люди сразу не могли. Отдельный человек усвояет жизненные истины годами, сначала воспринимая только начатки истины, потом путём долгого изучения и опытов жизни достигая совершенного познания; человечество же усвояет истины веками, и если человек, «век живя, век учится», то всё человечество будет учиться до скончания века. Это не потому только, что человек развивается вообще постепенно, а и потому особенно, что одарённого свободой человека нельзя заставить ни уверовать насильственно, ни против воли полюбить добро, истину, ни ввести без собственного свободного желания в вечную блаженную жизнь.
Бог изгнал Адама из рая, когда сам он уже ушёл оттуда, вместо Бога возлюбив более себя и мир с его похотями плоти, очей, гордости житейской (1 Ин. 2, 16), вместо сладости жизни в Боге стал искать сладостей в мире, в том, что составляло запрещенный Богом ради блага самого человека плод. И доныне Христос приходящего к Нему не изгоняет вон, распростерши длани на Кресте, всех привлекает к Себе (Ин. 6, 37; 12, 32) в объятия любви Своей, зовёт к радостям рая. И как легко открывает Он двери рая, видим из того, что покаявшемуся на кресте разбойнику Он сказал: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23,43). Чтобы человек мог спастись, нужно, чтобы и сам он захотел спасения, согласился идти теми путями спасения, которые открыты Христом. И первый из этих путей — путь веры во Христа как Сына Божия, Бога Истинного. Вера эта была начертана пред очами людей как бы наглядными живыми письменами через все дела Христовы (свидетельствующие, что Отец послал Сына Своего), особенно через Божественное вознесение, когда сбылось великое пророческое слово Давидово: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс.109,1), свидетельствовавшие, как то должны были признать даже враги Христовы, что Христос не простой Сын Давидов, но есть рождённый из чрева (то есть существа) Отчего, прежде денницы (Мф. 22, 42-45). Однако столь ясных начертаний веры люди не могли, не хотели рассмотреть, желая Христа не такого, каким Он явился, но такого, который льстил бы страстям человеческим.
Страсти — густой многовесный туман, застилающий от очей человеческих истину, которую они могут видеть своими очами — и не видят. А потому — то истина Божества Христова усвоялась людьми в течение целых веков. Она рассеяна была в умах людей подобно крупицам, отдельным светлым искоркам, отдельным лучам света. Мешали этим крупицам собраться в одно целое, искоркам, отдельным лучам соединиться в снопы света, перейти в дневное сияние истины и бывшие гонения на христианство, которые происходили именно оттого, что власть тьмы (Лк. 22, 53), хотевшая сокрыть навеки самое Солнце правды, Христа, во мраке преисподней, целые века боролась со светом Христовым. Истина блистала все ярче, а гонители все более и более смежали глаза, видя не видели, впадали в добровольную слепоту. Между тем не отдельные только искры Христовой истины, а целые снопы света её видим мы уже в писаниях отцов Церкви, начиная с самого первого века, каковы, например, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Иустин мученик, Климент Александрийский, Ириней Лионский, Ориген, Дионисий Александрийский, Григорий чудотворец и другие. Они боролись со тьмой еврейских и языческих заблуждений, с закваской еврейского и языческого мышления, с еретиками, имевшими ветхий образ мыслей.
Когда гонения прошли, истина Христова могла беспрепятственнее распространять свои лучи. Как бы внешним толчком к собранию их воедино было появление лжеучения Ария, истину Божества Христова отвергавшего, называвшего Христа созданием, получившим только особые, по сравнению с прочими людьми, дарования от Бога. Рассеянные в христианском мире лучи света Христовой истины должны были теперь собраться в одно средоточие, воссиять ярко, подобно солнцу, на весь мир. Но это возможно было лишь тогда, когда истину Христову восприяла бы со всей ясностью вся Церковь Христова при посредстве лучших своих духовных вождей, отцов и учителей. Это- то и случилось, когда ввиду усилившегося лжеучения Ария собрались отцы и учители Церкви со всей вселенной на Первый Вселенский Собор в Никее в 325 году.
Христос — Истина, сияющая паче солнца, но воссиянию этой истины в умах людей во всей вселенной должны были помочь лучшие из людей, чтобы свет истины, воссияв, был воспринят свободно, а не насильственно. Отцы Первого Собора собрались, как Слову помогшии Его споборники. Глаголала прежде воплотившияся Премудрость Божия Сама непосредственно (Притч. 9,1 и далее; Лк. 11, 49), теперь должна была возглаголать через восприявшую Её вещания Церковь, как то и слышали мы в одной из нынешних песней церковных: Высоким проповеданием Божию Церковь услышим вопиющу: жажда да грядёт ко Мне и пиет Чашу, юже держу, Чаша есть премудрости, сие питие истины словом почерком, воду проливающую не прекословия, но исповедания. Аз Бог первый, Аз же и по сих, и разве Мене несть иного отнюдь. Отсюду причащающиися насытятся, и восхвалят благочестия великое таинство.
Отцы Первого Собора собрали крупицы истины, рассеянные лучи её воедино, когда небесный и честный символ веры… богописанне начертана… все собравше душевное художество и Божественным Духом сразсмотривше… все приемше умное сияние Святого Духа, преестественнейшее благословие, краткими глаголы, и многим разумом богодухновенно провещаща. Они составили определение веры на все века, слово Господне, во веки пребывающее, по святому Афанасию Великому, указали признак для различения лжеучения от православия, по святому Василию Великому, дали пробный камень и образец для всех Соборов, по тому Иларию, якорь Церкви, по святому Епифанию, изрекли словеса вдохновенные от Святого Духа, с благоговением сохраняющиеся во всём мире и утверждающие, по святому Льву Великому.
Это событие столь важное, что ещё в Ветхом Завете предустроил Бог таинственное прообразование его в жизни Авраама: Авраам, отец верующих, собрал 318 домочадцев, чтобы возвратить из плена сродника своего Лота; после победы над пленителями был встречен Мелхиседеком, священником Бога Вышнего, — это образ того, как отцы Первого Собора, собравшись в числе 318- ти, через определение веры защитили истину Христову от чуждых лжеучений, пленивших души чад Церкви Христовой, и Христос, Сын Божий, священник вовек по чину Мелхиседека (Евр.7, 21; Пс. 109, 4), царь правды и мира (Евр. 7,1 и далее), благословил Божественный полк отцев победой правды и миром мира.
Вот почему так прославляются отцы Первого Вселенского Собора и именно в воскресение по празднике Вознесения Господня: они явственнейше прославили Христа как Бога во всеуслышание вселенной, утвердив истину Божества, явленную во всём мире воскресением и вознесением Господа на Небо. Прославив в Символы веры Христа, Воскресшего из мёртвых силою Божества и Вознесшегося как равного и Единосущного Отцу, они определили и время празднования Пасхи, установив праздновать Воскресение Христово не одновременно с иудеями, чтобы пресветлая истина Христова отложила последние тени иудейского празднования и сияла новым светом миру. Они определили и способ даже внешнего достойного прославления Воскресшего Христа, заповедов не преклонять колен в воскресные дни целого года и в дни Пятидесятницы, дабы самим положением тела, предстоянием лицу Христову изображалось наше восстание от падения долу, которому соответствует падение ниц, коленопреклонение до земли.
Да не будет же чуждым нам празднование в честь доблестных отцов Первого Вселенского Собора, через которых воссияла миру важнейшая в нашей спасительной вере истина Божества Христова, воссияла не через блестящие лишь прения всезлатых уст Слова, а будучи запечатлена делами самой жизни таких светильников, как святой Пафнутий Исповедник, у которого во время гонения было пронзено око, сокрушено левое колено ноги, Павел Неокесарийский, мучимый раскалённым железом, Спиридон Тримифунтский, Николай Мирликийский, Иаков Низибийский, Сильвестр, папа Римский, приславший легатов, Афанасий Великий и Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, Осия Кордубский и другие. Пусть сияет и в наших умах составляющая самую основу жизни человечества истина Божества Христова, не омрачаемая возрастающим неверием века!
Да живёт эта истина в наших умах, да живит неизменно сердца, по сказанному древним псалмопевцом: Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси (Пс. 22, 4). Да поются с одушевлением и восторгом устами всей Церкви- великими и малыми, старыми и юными, мужами и жёнами вдохновенные богоначертанные слова отцов Первого Собора, в Никее собравшегося:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца… — и прочее.