18 февраля в нашем храме состоялась очередная воскресная беседа настоятеля с прихожанами. Темой разговора стала исповедь, её история и распространенные ошибки, связанные с ней.
В начале встречи священник дал краткий исторический экскурс. Он отметил, что каждое таинство имеет основание в Священном Писании. Об исповеди в Евангелии говорится так: «Грехи, которые вы простите людям, отпустятся им, а грехи, которые вы не простите, им не отпустятся. Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны. Кому вы простите грехи, тем они будут прощены, а на ком оставите грехи, на тех они останутся» (Ин. 20, 23).
История Таинства исповеди развивалась в границах Восточного и Западного христианства по-разному. Первоначально существовала практика публичной исповеди. Тайная исповедь, т.е. привычная большинству сегодняшний христиан, появилась в западных монастырях и впоследствии получила широкое распространение на Востоке. Особое внимание было уделено епитимийной практике, часто использовавшейся в древности, и покаянным сборникам – пенитенциалам (от корня «пени» – наказание), которые повсеместно применялись на Западе и помогали священникам определить глубину веры кающегося и степень его согрешения.
Священник отметил, что в Византийской и Русской Церкви пенитенциалов не было, и рассказал о том, почему сейчас не применяются строгие дисциплинарные правила по отношению к кающимся.
Использование нестрогих мер воздействия на человека обусловлено ослабленным духовным состоянием. В Византии в XI веке издавалось императорское постановление, которое запрещало священникам применять существовавшие прежде строгие епитимийные меры (например, нормы IV века из правил св. Василия Великого). Позже эта практика перешла и в Русскую Церковь, о чем было соответствующее распоряжение Синода. При этом древние строгие правила не были отменены: на них можно ориентироваться, говоря о тяжести того или иного греха.
Отец Игорь разобрал ряд вопросов, связанных с тем, как правильно исповедоваться. Он отметил, что на исповеди следует избегать многословия и не оправдывать себя. Священник напомнил также, что Литургия является важной частью подготовки ко причастию. Он призвал, по возможности, не исповедоваться во время Литургии, а исповедоваться заранее – либо накануне, во время вечернего богослужения, либо утром, до начала Литургии.
Собравшиеся коснулись важного документа – «Положение об участии верных в Евхаристии» (https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-uchastii-vernyh-v-evharistii/). В нём вкратце приведена история подготовки к причастию и рассматриваются распространенные вопросы, связанные с исповедью и причастием. Например, как правильно поступить, если есть желание причащаться несколько дней подряд. Дополнительно священник рекомендовал многотомное издание «Православной энциклопедии» (https://www.pravenc.ru/), где помещены статьи на разные темы, в том числе об Исповеди и истории покаянной дисциплины. В качестве одного из лучших пособий для подготовки отец Игорь порекомендовал «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/. И также настоятель призвал не стесняться просить священника об исповеди во внеурочное время, в случае необходимости.
Завершая встречу, прихожане со священником обсудили тему важности наличия духовника. Отец Игорь отметил, что духовник лучше, чем другие священники, знает обстоятельства жизни человека, что даёт ему возможность дать правильный совет, особенно, когда человеку предстоит важный выбор. «Напротив, бываешь, порой, в затруднении, когда впервые видишь человека, а он просит дать важный для него совет», — привел пример священник.