Святитель Иона, митрополит Московский

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного». (Мф. 5: 16).

Золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви имя святителя Ионы митрополита Московского, т.к. с его именем связаны важные исторические события. Он был первым митрополитом автокефальной Русской Церкви. С поставлением этого святителя прекратилась зависимость от Константинопольского Патриарха.

Будущий святитель родился в конце XIV века близ Солигалича, в Костромской земле в семье благочестивых христиан. Как повествуется в житии этого святого, с ранних лет он стремился к иноческой жизни. Рано принимает монашеский постриг – в возрасте 12 лет, в одном из местных монастырей. После пострига переходит в Московский Симонов монастырь. Там он подвизался в посте и молитве, добросовестно исполнял вверенные ему послушания, занимался чтением Слова Божия.

Однажды Симонов монастырь посетил святитель Фотий, бывший в то время Московским митрополитом. Преподав благословение архимандриту и братии, после отслуженного им молебна святитель Фотий направился к инокам, исполнявшим послушания на монастырских работах, чтобы преподать благословение и им. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте. Благословив спящего инока святитель Фотий пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви, который многих наставит на путь спасения. Пророческие слова святителя сбылись. В 1431 г. за добродетельный образ жизни и хорошее знание учения Церкви Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского. В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси.

Стоит сказать о том, что поставлению митрополита Ионы предшествовали печальные события, что было связанно с нестроениями в среде Православных Церквей. В первую очередь, было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и конечно же, в этой обстановке, христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан. Когда новоизбранный митрополит Иона отправился к патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Т.е. для того, чтобы получить помощь от Римской Церкви, нужно было согласиться с целым рядом требований со стороны Рима, которые касались вероучительных и канонических принципов. Принятие унии фактически означало подчинение Римскому Папе. Именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, когда православные подписали унию с Римом. К большому сожалению, подписал ее и Московский митрополит Исидор. Наша Церковь унии не приняла. Люди понимали, что под всем этим делом скрывается большой обман и над церковным сознанием довлеют политические факторы. В итоге, после подписания унии, когда митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в кафедральный собор, Церковь его не приняла. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, встав на защиту чистоты Православия. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона с титулом «Киевский и всея Руси». Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г.

Святитель Иона особые усилия приложил в деле улучшения отношений между Москвой и Литовским княжеством. Это способствовало присоединению к Москве юго-западных епархий. В каждой епархии он насаждал истинное благочестие, совершенствовал духовно-нравственное состояние вверенной ему паствы, призывал к соблюдению Христовых заповедей, миролюбию, милосердию, покаянию, усиленной молитве. Исполняя все эти заповеди, святитель сам явился примером для подражания. За это Господь сподобил его дара чудотворений и прозорливости. По его молитвам болящие получали исцеление от всех недугов. Во время молитвы, получив от Бога извещение о своей кончине, святой мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя, как и при его земной жизни, стали совершаться многочисленные чудеса исцеления. Его нетленные мощи были обретены 27 мая 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля.

Священник Димитрий Лазутин

Священник Димитрий Лазутин