Слово в день памяти равноапостольного князя Владимира

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13: 45-46 .)

В тропаре, великому равноапостольному князю Владимиру, Церковь Христова воспевает такие слова: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире» Каким же образом он уподобился купцу, ищущему драгоценных жемчужин? Как говорит святитель Лука Крымский, князь Владимир, среди всех вер искал самую святую, самую чистую, самую правую, и он нашел ее в Православной вере. Найдя этот бесценный бисер, он крестился сам и крестил весь русский народ. И как огромно значение этого события! Князь Владимир крестил весь народ – уподобился равноапостольному императору Константину. Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Князь Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Родился он в 963 году. Воспитывался Владимир в Киеве, братом его матери Добрыней. В 969 году, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав дал согласие. Таким образом, Владимир, быв еще ребенком, сделался новгородским князем. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве.

Святая Церковь Христова, уподобляет великого князя апостолу Павлу, который поначалу был противником христиан, участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их отдавал в темницу, но после обращения стал самоотверженным проповедником веры Христовой среди язычников. Князь Владимир ходил во тьме язычества, вел нечестивую жизнь. При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Феодор и Иоанн (отец и сын), которые явились первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал суетность и пустоту язычества и стал искать истинную веру. После долгих размышлений, Владимир отправил десять мудрых послов, чтобы они прошли по разным странам и испытали на месте, чья вера лучше. После выполненной задачи послы говорили князю, что лучше греческой Православной веры нет нигде, ни у какого народа. «Когда мы стояли, во время службы, в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе», говорили они. Тогда князь Владимир окончательно решился принять Православную веру. Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Историки пытаются объяснить Крещение Руси политическими или экономическими причинами, но это все человеческие объяснения. Ничто бы не изменило духовной жизни сурового язычника, если бы он сам не пошел навстречу Христу. Ведь после Крещения, князь Владимир не остался прежним князем. В его жизни действительно произошло перерождение, переплавка из ветхого человека в обновленного. Из сурового, жестокого, сластолюбивого язычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем нищим приходить к нему на княжеский двор и получать там пищу, одежду, деньги и т.д. Народ, так же как святой князь, шел на Крещение добровольно. Принуждение к этому таинству невозможно. При князе Владимире сформированного государства еще не было, было племенное объединение, не регулярное государство, т.е., не нравится – уходите! Вокруг соседи славяно-язычные, Литва, наполовину заселенная русскими (до 14 века языческая), Венгрия, где также позднее приняли христианство. Но народ не покинул Русь. Напротив, народ полюбил своего князя и прозвал его «Красным Солнышком» и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел ко Христу.

Так, Бог судил просветить христианством землю русскую князю Владимиру, внуку святой княгини Ольги. Промыслом Божиим, направленным на спасение всех людей, свет Евангельского учения воссиял и над нашей страной. И на нашей земле, в каждом ее уголочке, явилось великое множество святых угодников Божиих, как нерушимых столпов, на молитвах которых, милостью Божией, держится наша Святая Русь.

Священник Димитрий Лазутин

Священник Димитрий Лазутин