Собор Саратовских святых

Собор святых — это церковное празднование памяти святых, которых объединяет либо общий христианский подвиг, либо территория, на которой они несли свое служение. В 2011 году указом Святейшего Патриарха Кирилла учреждено празднование Собора Саратовских святых. С тех пор оно совершается ежегодно в воскресный день, ближайший к 13 сентября.

В Собор вошли 12 мучеников, пострадавших за веру в период гонений на Церковь в XXвеке. Все они были теснейшим образом связаны с Саратовской землей. Это два архиерея — священномученик Гермоген (Долганёв) и священномученик Герман (Косолапов), один иеромонах, насельник Свято-Троицкого монастыря Хвалынска — преподобномученик Нифонт (Выблов), восемь священников —священномученик пресвитер Михаил Платонов, священномученик пресвитер Косма Петриченко,священномученик пресвитер Дионисий Щеголев, священномученик пресвитер Иоанн Днепровский, священномученик пресвитер Сергий Кудрявцев, священномученик пресвитер Петр Покровский,священномученик пресвитер Николай Амасийский, священномученик пресвитер Иоанн Заседателев; и один мирянин — мученик Александр Хвалынский.

Священномученик Гермоген (Долганёв), значится в церковном календаре как «епископ Тобольский и Сибирский», поскольку принял мученическую кончину именно в этом статусе. Однако почти все свое архиерейское служение он нес на Саратовской кафедре — 15 с лишним лет. Время его епископства связано со значительным оживлением церковной жизни, активным миссионерством, развитием образования для детей и взрослых, организацией реальной помощи рабочим, а также с миротворческой деятельностью в период революционных нестроений. В апреле 1918 года святой Гермоген был арестован, а в июне сброшен в реку Туру с камнем, привязанным к рукам. Несколько дней спустя река вынесла на берег и его тело, и камень. Святой Гермоген — единственный в Соборе наших святых, у которого сохранились мощи. Частица их есть в Троицком соборе Саратова и Свято-Троицком храме Вольска. Остальные саратовские новомученики покоятся в безвестных могилах, и их мощи нам недоступны.

Имя священномученика Германа (Косолапова), епископа Вольского тесно связано с именем священномученика Михаила Платонова, клирика Серафимовского храма Саратова, что на улице Университетской за Сенным рынком. Отец Михаил был арестован за совершение панихиды по расстрелянным членам царской семьи и за антисоветскую деятельность, а Владыка Герман дал благословение Епархиальному совету обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения. И архиерея и членов Епархиального совета также арестовали. Епископ Герман и священник Михаил Платонов были расстреляны в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Оба святых похоронены здесь же в братской могиле с десятками других жертв репрессий.

Преподобномученик Нифонт (Выблов) после рукоположения в чин иеромонаха в 1925 году был отправлен на служение в храм села Березовый Хутор. В декабре 1930 года отца Нифонта арестовало ОГПУ, но так и не смогло выдвинуть против него никаких обвинений. Он скончался 30 августа 1931 года в Сызранской тюрьме.

Обстоятельства жизни и особенно смерти восьми других священников Собора во много похожи. Они не оставили своего служения, когда начались преследования за веру, духовно окормляли людей даже в самые лютые годы гонений. Например, священномученик пресвитер Косма Петриченко принял священнический сан в 1928 году в возрасте 59 лет, а после закрытия храма в 1935 году, продолжил совершать богослужения у себя на дому. Все они после одного иногда даже двух арестов возвращались к священническому служению, каксвященномученик пресвитер Дионисий Щеголев в 1937 году.Двое, священномученик пресвитер Николай Амасийский исвященномученик пресвитер Иоанн Заседателев, скончались в лагерях Казахстана. Известно, что отец Иоанн умер от правосторонней пневмонии и истощения. Остальные шесть человек были расстреляны, и места их захоронений остаются неизвестными.

Святой мученик Александр Хвалынский из рода графов Медемов, был членом приходского совета в своем имении. С 1918 по 1930 год пережил 5 арестов и умер от туберкулеза в больнице Сызранской тюрьмы.