В «Ладье» узнали о церковных разделениях XX века

8 ноября гостем встречи в молодежном клубе «Ладья» стал член межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, клирик храма Рождества Христова г. Саратова священник Максим Плякин. Отец Максим подготовил для ребят обзор церковных разделений в XX веке.

Еще при жизни святого патриарха Тихона возник обновленческий раскол, деятели которого политически порочили «Тихоновскую» Церковь в глазах большевистских правителей, провозглашали, что советская власть впервые в истории реализовала христианское учение. Они осуществили коренные изменения в каноническом строе Церкви: объявили упразднение монастырей, ввели женатый епископат, произвольно изменили богослужение. И только в 1946 году этот раскол был окончательно преодолен. После ареста патриаршего местоблюстителя святого митрополита Петра Церковь возглавил его заместитель, митрополит Сергий. В 1927 году он издал Декларацию о гражданской лояльности Церкви к советской власти. Митрополит Сергий понимал, что духовенство и в России, и в эмиграции отнесется к ней неоднозначно, и призывал тех, для кого она неприемлема, отойти от него. Она и в самом деле явилась поводом церковных разделений и в СССР, и в русском зарубежье. В России все, кто не принимал декларацию, теряли возможность легальной церковной жизни. При невозможности широкой нелегальной деятельности оппозиция митрополиту Сергию неизбежно разделялась на разные группы, которые различались не только личностью руководивших ими епископов или священников, но и принципиальными позициями: некоторые доходили даже до отрицания благодатности Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. За границей большая часть епископов объединилась в Синод, получивший от Сербской Патриархии резиденцию. Эта группа епископов прервала общение с митрополитом Сергием сразу после издания декларации, продолжая поминать митрополита Петра. Другая группа, руководимая Парижским митрополитом Евлогием, перешла в подчинение Константинопольскому Патриархату. Лишь небольшая часть эмиграции сохранила верность Московскому Патриархату.

К 1939 году впоследствии гонений в Русской Церкви оставалось только четыре правящих архиерея и шесть архиереев, не имевших кафедр, но остававшихся на свободе. Начало широкомасштабного восстановления Церкви отмечено всенародным празднованием 1000-летия Крещения Руси. Политические перемены, с одной стороны, открыли возможности для восстановления нормальной церковной жизни, возвращения Церкви практически всех храмов и монастырей. С другой же стороны, образовавшийся в результате гонений духовный вакуум бросились заполнять католики, протестанты, сектанты, оккультисты. Униаты в Западной Украине отобрали силой более тысячи храмов у православных общин. В некоторых местах – в Молдавии, в Эстонии и на Украине возникли националистические расколы, которые все более находят поддержку извне – прежде всего со стороны Константинопольского Патриархата. Но, несмотря на многочисленные трудности, Русская Церковь, возглавляемая патриархами Тихоном, Сергием, Алексием I, Пименом, Алексием II, с 2009 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, успешно осуществляет свою спасительную миссию. Хотя и до сих пор существуют общины, не признающие Московский Патриархат.