Проповедь настоятеля в Неделю о самаряныне

Христос воскресе!

Дорогие братья и сёстры, сегодня 5-е воскресение по Пасхе. Святая Церковь воспоминает самарянку, женщину, которая беседовала со Христом возле Сихарского колодца. Об этом мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Вроде бы обычная, ничем не примечательная, беседа привела к диалогу о месте поклонения Истинному Богу – к самому важному вопросу, который был камнем преткновения во взаимопонимании самарян и иудеев.

Археологи восстановили картину: храм, о котором говорит самарянка, находился на горе Гаризим. Это в пределах видимости от того места, где происходил диалог. Этот храм стоял уже 400 лет, он был разрушен во II столетии, когда на его месте римляне воздвигли храм Юпитера. И самый главный вопрос состоял в том, а где же правильно поклоняться Богу – на горе, как это делали все предшественники этой самарянки, или в Иерусалиме, как это делали иудеи. Христос отвечает фразой, которую не ожидает ни самарянка, ни читатель Евангельского повествования: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 21-23). И далее Спаситель продолжает: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине» (Ин. 4, 24). Мы видим, что за короткий промежуток времени Господь дважды произносит фразу о поклонении Богу в духе и истине. К сожалению, данные слова оказываются часто неправильно понятыми, а иногда – и вовсе перетолкованы на свой лад. Разберёмся в том, что же они означают.

Святитель Григорий Богослов учит, что Спаситель говорит здесь о Святом Духе – третьей ипостаси Святой Троицы (см. Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе). Тот самый Дух, о котором Христос говорил ученикам в Своей прощальной беседе: «Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину» (Ин. 16, 13). Это тот самый Дух, о котором Христос говорил Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3, 5). Мы видим, что Христос говорит не о каком-то отдельном месте поклонения, а о способе поклонения. Вместе с этим здесь приоткрывается тайна Триединства Бога – поклоняясь в Духе, мы воздаём поклонение всей Троице. Бог не ограничен ничем, поэтому место поклонения Ему становится не так важно. Можно в Иерусалиме, а можно и в любом другом месте, как это и происходит в наше время.

Поклонение в истине, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), указывает на Самого Спасителя. Он Сам свидетельствовал о Себе: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14, 6). В другом месте Священного Писания читаем: «Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). По мысли святителя, это значит, что «Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам». Таким образом, мы видим, принципиально новый способ поклонения Богу – везде, в Духе и истине. Для нас это означает то, что наше поклонение Богу зависит не от каких-то внешних обстоятельств (от времени или от места), а от нас самих. Для людей, живущих в новозаветную эпоху, это должно стать призывом углубиться в себя, в своё сердце, и начать движение к Богу. Поклонение, о котором говорит Христос, нельзя понимать как единичный акт, как непосредственно действие. Речь идёт о процессе, который должен сопутствовать всей жизни человека. Есть основания полагать, что эта самарянка правильно поняла слова Спасителя – её имя увековечено в истории Церкви и наших святцах. Став христианкой по имени Фотина, она пострадала за имя Христово в Риме в 66 году.

Для того, чтобы понять с чего нам начинать поклонение в Духе и истине, необходимо напоминать себе, что для этого необходима вера, без которой невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6), а также, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 17). Спаситель обозначил, что место поклонения Богу не является первостепенным, значит, первостепенным здесь является наша стремление угодить Ему. Грамотно расставленные приоритеты нашей жизни во многом помогают расположить наши стремления в нужном направлении. Однако, необходимо помнить, что христианская жизнь требует от человека усилий, постоянной работы над собой, постоянного стремления вперед, к Богу. Как этого достичь? Нужно иметь цель и постоянно двигаться к этой цели. Если человек хочет преодолеть в себе какие-то греховные наклонности, страсти, но необходимо бороться с ними постоянно, а не только тогда, когда мы готовимся к исповеди. В этой связи становится очевидной потребность человека в регулярной исповеди и регулярном причащении. Без этих составляющих ничего не получится. Будет казаться, что никаких изменений не происходит, что внутри всё остаётся по-прежнему, и человек со временем охладевает и уходит из Церкви. Поэтому важно иметь цель, важно идти к ней, используя средства, которые для этого предлагает Церковь. Тогда наша вера будет крепкой, она будет иметь те самые дела, добродетели, о которых говорит апостол, и такая жизнь будет действительно поклонением Богу в Духе и истине. Поэтому важно пробовать, важно не бояться, что не получится… Получится! Пример самарянки должен нас вдохновлять: будучи простой женщиной, познания которой о Боге сводились в общем к месту поклонения, она стала мученицей за имя Христово. Значит, у неё получилось на деле то, о чём учил Христос! Значит, эта дорога вполне по силам человеку. Путь осилит идущий! Аминь.

Настоятель храма в честь Митрофана Воронежского г.Саратова иерей Игорь Москвичев.

17.05.2020 г.